Как перестать беспокоиться о безопасности и начать жить

Попробуйте проверить состояние технических средств безопасности на любом доступном вам объекте. В подавляющем большинстве случаев вы обнаружите, что технические средства безопасности в лучшем случае исправны, но практически нигде не эксплуатируются так, как это необходимо.
Когда встречаешься с заказчиком для обсуждения создаваемой системы безопасности, не оставляет чувство, что заказчику все это не нужно. Он оперирует множеством стереотипов, созданных рекламой различных технических средств, но не понимает главного – зачем ему все это нужно. Более того, он не понимает того, что ему ежедневно предстоит делать ради поддержания более-менее приемлемого уровня безопасности своего объекта. В результате все усилия на обеспечение безопасности такого объекта ограничатся внедрением нескольких технических систем безопасности, которые будут либо незначительно эффективны, либо вообще не повлияют на состояние защищенности объекта и не будут должным образом эксплуатироваться. Заказчик не получит того, на что он тратит свои силы и средства.

А зачем тогда он поднимает вопросы безопасности?
Есть несколько моментов, которые любой собственник или руководитель предприятия обязан обеспечить в контексте безопасности. Это соблюдение норм техники безопасности (охраны труда) на объекте и рабочих местах, это противопожарные меры, это вопросы защиты от хищений как материальных средств собственника, так и информации.
Первые два из перечисленных моментов собственника объекта и руководителя предприятия соблюдать обязывает законодательство. С точки зрения законодательства и здравого смысла, в вопросах охраны труда и противопожарной защиты во главе угла стоит жизнь и здоровье людей. Это невосполнимый ресурс, его невозможно компенсировать на данном этапе развития науки и техники. Законодательство достаточно жестко предписывает, что и как должно быть сделано на данном объекте для обеспечения охраны труда и противопожарной защиты.
Третий момент связан с непосредственными финансовыми потерями собственника. Кроме собственника объекта они никого не интересуют, и выбор решений по обеспечению защиты от хищений зависит исключительно от собственника.
Несмотря на требования законодательства, соблюдение норм охраны труда и противопожарной безопасности оставляет желать лучшего. Подавляющее большинство нормативных требований выполняется формально. Если отбросить коррупционную составляющую из вопроса контроля соблюдения указанных норм (коррупция в вопросах контроля выполнения законодательства не оказывает прямого влияния на уровень безопасности объекта), владельцы предприятий выполняют указанные требования неохотно. Причина в том, что жизнь и здоровье сотрудников не являются невосполнимым ресурсом для каждого конкретного собственника. Они соблюдают принцип «наймем других, желающих много». Пока существует безработица, этот принцип будет соблюдаться.
С этим понятно – собственника заставляет государство, он не заинтересован, в результате – формальное соблюдение. Но в вопросах защиты от хищений собственник должен быть заинтересован лично. Речь идет о его финансовом состоянии.
Тем не менее в вопросах защиты объектов от хищений все более чем плохо. Попробуем проанализировать причины.
Каждый собственник знает, что свои активы необходимо защитить от хищений. Но он считает, что достаточно оборудовать объект некой магической технической системой – и все вопросы защиты будут решены. При этом, понимая, что вопрос важен, собственник не планирует тратить на защиту своих объектов ни достаточных средств, ни достаточного времени. Многие заказчики, считая, что они сами достаточно разбираются в вопросах защиты объектов, пытаются навязать решение исполнителю и сильно ограничивают процесс создания системы безопасности в средствах и времени.
Как часто вам приходится сталкиваться с ситуацией, когда вас приглашают оснастить техническими средствами безопасности офис, в котором только-только завершены ремонтные и отделочные работы? И никто не позаботился о том, чтобы спланировать установку систем, спроектировать ее, выполнить прокладку кабелей до завершения отделочных работ. Достаточно часто? Я знаю некоторых инсталляторов, которые никогда не встречались с иной ситуацией.
Вопрос проектирования системы защиты от хищений поднимается только для крупных проектов. Многие заказчики вообще не знают о том, что сложные системы необходимо предварительно проектировать. Работа системы защиты должна быть просчитана еще на этапе проектирования, алгоритмы ее работы должны быть определены еще до того, как система будет монтироваться. Но бюджеты на проектирование не выделяются, сроки, которые требует от исполнителя заказчик, не предполагают никаких работ, кроме монтажа.
Кроме проектирования очень часто упрощаются и пропускаются и другие обязательные циклы производства работ по созданию системы защиты объекта. В результате получаем подавляющее большинство объектов, оборудованных системами защиты от хищений условно: оборудование есть, но оно либо не работает, либо не выполняет своих функций, либо не эксплуатируется. Организационные мероприятия по обеспечению защиты объекта либо не проработаны, либо не учитывают особенности эксплуатации технических средств.
Заказчика понять можно: беспокоиться об опасности он будет только после того, как опасность реализуется. До этого момента все угрозы и опасности воспринимаются заказчиком гипотетически. И после наступления такого момента он будет защищаться только от той опасности, которая реализовалась.
Заказчика можно было бы научить, ему можно было бы разъяснить, но этот процесс осложняется наличием на рынке большого количества компаний-инсталляторов, которые готовы реализовывать любой заказ, не обращая внимания на его целесообразность. Вопрос исключительно в деньгах. Да, все коммерческие компании заняты исключительно зарабатыванием денег, только некоторые из них при этом профессионально выполняют свою работу, а некоторые просто зарабатывают любой ценой. И вроде бы заказчики понимают, что дешевизна услуг и оборудования напрямую связана с их качеством и уровнем специальных навыков сотрудников компаний, предлагающих такие услуги. Но ведь низкая цена так привлекательна.
Заказчик оказывается перед выбором: быстро, дешево и бесполезно или дорого, долго, но эффективно. Но как заказчику заранее узнать, будет ли то, что он заказывает, эффективно? А ведь кроме непосредственно создания систем защиты объекта есть еще такой вопрос, как ежедневная эксплуатация этой системы.

Заказчику следует учитывать, что эксплуатировать систему защиты будет не столько он сам, сколько его наемный персонал. А ведь именно наемный персонал и является одной из сторон, заинтересованных в хищениях. Наемный персонал может способствовать хищениям неумышленно, недостаточно добросовестно выполняя процедуры и не задумываясь о последствиях своих действий. Или умышленно, занимаясь хищениями или предоставляя информацию о средствах и алгоритмах защиты злоумышленникам. Для минимизации такого «инсайдерского» воздействия заказчик должен организовывать и реализовывать мероприятия по повышению лояльности наемного персонала и выявлению потенциально нелояльных. Эти вопросы относятся к повседневной жизнедеятельности объекта и важны не менее, чем наличие системы защиты. Нелояльный сотрудник может организовать дыру даже в самой навороченной и технически совершенной системе защиты.
Кроме лояльности наемного персонала на способность объекта противостоять угрозе безопасности влияет и готовность персонала к отражению угрозы. Из-за вероятностной природы возникновения угрозы собственнику необходимо создавать условия по обеспечению постоянной готовности персонала к отражению большого количества вероятных угроз. Тут не обойтись наличием инструкций о том, как поступать в той или иной ситуации. Необходимо периодически проверять знание персоналом таких инструкций на практике, устраивая учебные тревоги и учения по действиям в условиях реализовавшейся опасности.
Когда у вас на предприятии последний раз проводили учения по пожарной эвакуации? А по действиям в условиях природного катаклизма или техногенной аварии? А вы знаете, как следует поступать в подобных условиях? И сможете спокойно без паники выполнить необходимую инструкцию? А такая инструкция у вас есть?
И в довершение персонал должен быть психологически готов к отражению угрозы или действиям в условиях возникшей опасности.
Так как заказчики в своей массе мало что понимают в вопросах физической защиты объектов, им стоит поручать поиск решения и исполнителя профессионалам. Но как им определить, кто из потенциальных исполнителей профессионал, а кто просто зарабатывает? Принятая сейчас практика – это опыт и заслуги исполнителя. Но, используя эту практику, заказчики, как правило, не проверяют достоверность информации об опыте и заслугах потенциального исполнителя. Почти во всех случаях задача все равно сводится к поиску меньшей стоимости.
Очень часто для привлечения внимания заказчика и получения конкурентного преимущества продавцы систем безопасности делают акценты на второстепенных функциях. Например, в качестве дополнения к системе контроля доступа практически всегда предлагается учет рабочего времени. Заказчик ведется на большие возможности за ту же стоимость. Только заказчика никто не предупреждает, что ни система контроля доступа, ни система учета рабочего времени самостоятельно свои функции выполнять не будут. Они требуют серьезного планирования и серьезной эксплуатации. В результате такой заказчик получает систему контроля доступа, с которой его толком не научили работать. И вроде бы систему учета рабочего времени, которую он не знает, как применить, потому что она не вписывается в существующий на его предприятии бизнес-процесс. Система безопасности в этом случае вырождается в систему обеспечения второстепенных функций. Она не выполняет своих основных функций. При этом второстепенная функция (в данном случае учет рабочего времени) тоже не получается эффективной, потому что, как правило, неполноценна, не интегрирована в систему управления предприятием. А ведь эти системы решают разные задачи разными средствами, должны эксплуатироваться разными службами. Для того чтобы добиться эффективной работы каждой из них, необходима серьезная подготовка бизнес-процессов предприятия и серьезное проектирование самих систем.
Очень часто за системы безопасности выдаются технические средства, имеющие отдаленное отношение к защите объекта и неспособные самостоятельно хоть как-нибудь повысить уровень защищенности. Я, конечно же, веду речь о системах видеонаблюдения при их самостоятельном применении. Эти системы при использовании без основных систем защиты объекта являются прекрасным примером красивых игрушек, создающих (для заказчика) видимость защищенности.
Немалый вред процессу взаимодействия с заказчиком наносит некорректная реклама. Для рынка специализированных средств, а именно такими являются средства безопасности, реклама должна быть тоже специализированной. Она не должна искажать и маскировать основные задачи таких систем, завлекать клиента мифическими техническими характеристиками и несущественными для безопасности функциями.
Чтобы вырвать заказчиков их этого замкнутого круга, необходимо изменить подход к вопросу защиты объекта. На самом деле собственника интересует не процесс обеспечения защиты своих объектов, его интересует сохранность и увеличение активов. Многие мои коллеги в этом вопросе придерживаются правильного подхода: стоимость системы защиты от хищений не должна превышать размера ущерба, который может быть нанесен при реализации опасности. Иначе система защиты будет избыточной. Но это утверждение неполное. К стоимости системы защиты следует прибавить стоимость ее эксплуатации и мероприятий по обеспечению лояльности персонала. Очевидно, что чем дольше не будет реализовываться опасность, тем более высокой получится стоимость обеспечения защиты.
Получается, что в ряде случаев затраты на создание и поддержание в готовом состоянии систем защиты от хищений не имеют экономического смысла, все зависит от возможного объема хищений. Может быть, в этом и заключается такая прохладность в отношении заказчиков к системам защиты.
Как же изменить подход к защите имущества и информации? А надо ли изобретать велосипед? Существует проверенная во всем мире модель, которая позволяет решить поставленную задачу.
Заказчику стоит всего лишь застраховать свой объект от хищений. Тем самым создав следующую ситуацию: в случае реализации угрозы (в терминологии страховщиков при наступлении страхового случая) он получит материальную компенсацию похищенного. При этом он оплачивает услуги страховой компании регулярным страховым вносом, который в большинстве случаев оказывается меньше затрат на ежедневное обеспечение защиты собственными силами.
Размер страхового взноса определяет страховая компания, которая учитывает вероятности реализации той или иной угрозы. По сложившейся за рубежом практике страховая компания самостоятельно либо с привлечением доверенной (проверенной) компании выдает рекомендации заказчику по оснащению объекта системой защиты и алгоритмам ее эксплуатации. Это делается для того, чтобы обеспечить условия противодействия вероятным угрозам и снизить размер страхового платежа.
Вроде бы задача та же, что и в случае, когда система защиты создается самим заказчиком. Но тут есть важное отличие: страховщик занимается этим вопросом профессионально, привлекая профессионалов в области обеспечения безопасности объектов. Он вынужден делать это профессионально, потому что так он зарабатывает себе на жизнь. И подбор профессиональных исполнителей, контроль качества их работы в этом случае является задачей страховой компании. Она сделает это лучше заказчика – от правильности выбора зависит финансовая эффективность самой страховой компании. Заказчик же в случае прокола со стороны страховщика все равно получит компенсацию за похищенные активы.
Эта модель позволит очистить рынок систем безопасности от непрофессиональных и недобросовестных исполнителей, значительно уменьшить уровень недобросовестной конкуренции, сделать рынок более цивилизованным.
Мы вернулись к старой доброй истине – каждый должен заниматься своим делом, доверив работу профессионалам.



Источник: TZmagazine