Стандартизация, как инструмент национальной безопасности

Стандартизация, как инструмент национальной безопасности
А. Зайцев, Е. Самышкина

 

 


Вопросы защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц являются неотъемлемыми конституционными положениями. От уровня качества решения данных вопросов в свою очередь напрямую зависит безопасность страны в целом.

Стандартизация - одно из самых эффективных средств регулирования и защиты на внутреннем рынке интересов отечественных производителей и граждан. Именно стандарты с допустимой долей гармонизации должны регламентировать совместимость национальной продукции и постоянно поступающей импортной продукции. Исходя из чего, как это принято во всем цивилизованном мире, необходимо запрещать ввоз импортной продукции и оборудования, противоречащих установленному уровню требований, существующих в данной стране.

С введением в действие добровольной основы использования стандартов внутренний рынок лишился всех защитных барьеров и оказался открытым для некачественной продукции. Но данный шаг был сделан осознанно с целью устранения барьеров перед вступлением России в ВТО. Взамен стандартам Федеральный закон «О техническом регулировании» вводит понятие «Технический регламент», действие которого должно быть обеспечено нормативными документами по технической стандартизации с получением правового статуса подзаконных актов, выполнение требований которых становится обязательным.


Стандартизация в области технических средств безопасно-сти в настоящее время попадает под сферу деятельности технического комитета по стандартизации ТК 234 «Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты», который образован и функционирует на базе Федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский Центр «Охрана» МВД России в соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 № 1927.

За время существования ТК 234 в настоящее время создана целая система стандартов в данной области, более 30, которые устанавливают требования к различным техническим средствам систем охранной сигнализации, систем охранных телевизионных, систем контроля управления доступом и т.д., предназначенных для применения защиты объектов различных категорий.

Функционирование ТК 234 на уровне национальной и межгосударственной стандартизации полностью отвечает глобальным целям и задачам стандартизации, таким как:

■ повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества;
■ повышение уровня безопасности объектов стандартизации с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
■ обеспечение научно-технического прогресса, подтверждения соответствия продукции;
■ сопоставимости результатов исследований;
■ взаимозаменяемости и унификации. Сегодня рассмотрим как некоторые принципы стандартизации реализуются в рамках данного ТК, имеются в виду: гармонизация, системность и инновацион-ность.

Итак, первое - гармонизация.

В рамках вектора осуществления гармонизации при разработке национальных стандартов необходимо придерживаться международных аналогов. При этом исключение составляют те случаи, когда: соответствие требованиям международных стандартов невозможно в силу климатических и географических особенностей, технических особенностей отечественного производства и, внимание, если Россия выступает «против» международного стандарта в рамках процедуры голосования в международной организации по стандартизации.

Поэтому очень важным становится взаимодействие с «зеркальным» международным техническим комитетом по стандартизации. И такая возможность есть благодаря тому, что ТК 234 уполномочен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии представлять интересы Российской Федерации в техническом комитете по стандартизации МЭК ТК 79 «Системы тревожной сигнализации и электронные системы безопасности» в международной электротехнической комиссии.

Этому участию и взаимодействию уже был посвящен целый ряд статей на страницах данного издания, поэтому коснемся только аналитики той интеграции требований, которая происходит в последнее время.

Сегодня без оценки взаимодействия с МЭК ТК 79 нельзя рассматривать состояние национальной стандартизации в рамках ТК 234 со всеми разработанными, действующими и планируемыми в разработку национальными стандартами. Проекты Программ национальной стандартизации по ТК 234 и на ближайшую перспективу до 2017 года и на среднесрочную перспективу до 2020 года уже разработаны с учетом вопросов интеграции как требований международных стандартов МЭК ТК 79 на страницы ГОСТ Р, так и наоборот. Однозначно, что такое сотрудничество носит взаимовыгодный характер и способно вызвать определенные изменения и на рынке систем безопасности.

На рисунке 1 приведена архитектура действующих стандартов МЭК ТК 79.

 

 

 

Рис. 1. Разрабатываемые проекты международных стандартов МЭК и действующие публикации в рамках технического комитета МЭК ТК 79

Публикации, аналоги которых отсутствуют на национальном уровне в системе ГОСТ Р 


Наличие российских национальных аналогов ГОСТ Р (белого цвета)

В 2013 году в рамках МЭК ТК 79 вступили в действие следующие стандарты, которые были разработаны с участием российских экспертов, скоординированного секретариатом ТК 234:

1. МЭК 60839-11-1. Системы тревожной сигнализации - Часть 11-1: Электронные системы контроля доступа. Требования к системам и компонентам систем.
2. МЭК 62676-1-1. Системы охранные телевизионные - Часть 1-1: Требования к системам.
3. МЭК 62676-1-2. Системы охранные телевизионные - Часть 1-2: Общие требования к передаче видеоизображения.
4. МЭК 62676-2-1. Системы охранные телевизионные - Часть 2-1: Протоколы видеопередачи - Общие требования.
5. МЭК 62676-2-2. Системы видеонаблюдения для обеспечения безопасности - Часть 2-2: Протоколы видеопередачи - Использование IP-подключения на базе HTTP и REST-служб.
6. МЭК 62676-2-3. Системы видеонаблюдения для обеспечения безопасности - Часть 2-3: Протоколы видеопередачи - Использование IP-под-ключения на базе веб-служб.
7. МЭК 62676-3. Системы тревожной сигнализации и электронные системы безопасности - Системы видеонаблюдения для обеспечения безопасности - Часть 3: Аналоговые и цифровые видео интерфейсы.

Для того чтобы требования международных стандартов разрабатывались при согласовании с российскими экспертами, скоординировано участие в рабочих группах по проектам международных стандартов представителей следующих компаний-членов ТК 234: ЗАО «Аргус-Спектр», ЗАО НВП «Болид», НПФ ООО «Сигма-ИС», ЗАО «Нордавинд», Консорциум «Интегра-С», ООО «Кодос-Б», ООО «Элтис» и других.

Результатом тесного международного взаимодействия ТК 234 и российских компаний по безопасности с МЭК ТК 79 стало проведение впервые в России пленарного заседания МЭК ТК 79 в июне прошлого года в городе Дубна Московской области. Мероприятие было организовано Рос-стандартом, скоординировано секретариатом ТК 234 и полностью проведено при поддержке ЗАО «Нордавинд». Также партнерами мероприятия стали: ООО «АРМО-Системы», ЗАО «СПЭК», ЗАО «Аргус-Спектр», ООО «Технические системы безопасности», ООО «Торговый Дом ТИНКО», ЗАО Научно-внедренческое предприятие «Болид» (рис. 2).

Рис. 2. Пленарное заседание МЭК ТК 79 в России, г. Дубна, 2012