Антитеррористическая и противокриминальная защита объектов.

Часть 1. Уровни защищенности

 

С.М. Вишняков
Редактор раздела "Комплексные системы безопасности"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О техническом регулировании" № 65-ФЗ от 1 мая 2007 г. и новой Программы Правительства Российской Федерации в разработку технических регламентов от 28 декабря 2007 г. внесло определенные изменения в разработку технических регламентов (ТР) на требования ксисте-мам антитеррористической (АТЗ) и противокри-минальной защиты (ПКЗ) объектов и имущества. Ранее предполагалась разработка отдельных регламентов, но сейчас они заменены одним техническим регламентом уровня Федерального закона "О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества" (ПКЗ-1).

Вопрос о разработке ТР на требования к системам антитеррористической защиты объектов, очевидно, будет рассматриваться дополнительно. Необходимость разработки будет определяться видами и количеством угроз террористического характера, а также все возрастающей потребностью в средствах и системах безопасности, ограничивающих их проявление. Можно предположить, что работа по обоснованию необходимости подобных ТР, проведенная ФГУ НИЦ "Охрана", будет реализована в новом регламенте.

Можно также напомнить, что еще в 2005 году в журнале "СБ" (№ 63) была опубликована статья "Техническое регулирование систем антитеррористической и противокриминальной защиты объектов". Авторами статьи были А.В. Рубцова, заместитель руководителя Экономической рабочей группы при Администрации Президента Российской Федерации, и А.Г. Зайцева, заместитель начальника ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России. Статья представляла предложения по разработке двух специальных технических регламентов: "О требованиях к системам антитеррористической и противокриминальной защиты объектов" и "О требованиях к системам противокриминальной защиты имущества".

В статье отмечалось, что ввод в действие предлагаемых регламентов позволит усилить роль государства в регулировании таких важных вопросов, как:

  • создание нормативно-правового поля, регулирующего отношения между субъектами, которые осуществляяют свою деятельность в области государственной защиты имущества, и определяющего концептуальные подходы к системе государственной защиты имущества;
  • проведение единой государственной политики, направленной на повышение роли и эффективности применения систем антитеррористической и противокриминальной защиты для объектов по установленным категориям и требующих определенные уровни защиты;
  • создание соответствующей государственной нормативной базы, определяющей основные требования ктехническим системам антитеррористической и противокриминальной защиты для организации охраны различных категорий объектов и устанавливающей обязательное подтверждение их соответствия принятым требованиям;
  • консолидация усилий субъектов, осуществляющих свою деятельность в области государственной защиты объектов и имущества, в целях предотвращения и ликвидации кризисных ситуаций;
  • рациональное распределение бюджетных средств, выделяемых государством на техническое регулирование в области антитеррористической и противокриминальной защиты объектов и имущества.

Предполагалось, что первый ТР будет базовым, а второй -дополняющим. Появление обоих ТР на требования ктехническим системам АТЗ и ПКЗ было обусловлено имеющимися различиями в защите объектов от террористических угроз и защите имущества от угроз криминального характера. Возможность разработки этих ТР определялась положениями Федерального закона "О техническом регулировании" №184-ФЗ.

По статье 6 № 184-ФЗ определялась "цель принятия технического регламента, как:

  1. защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  2. предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей".

Статьей 7 № 184-ФЗ были ограничены виды безопасности, на которые разрабатываются технические регламенты и тем самым устанавливаются минимально необходимые, но обязательные требования.

Но сохранение жизни граждан, имущества физических и юридических лиц не может осуществляться без принятия определенных мер по обеспечению их безопасности. Кроме организационных, к ним относится применение технических средств и систем охраны и безопасности.

Именно вследствие этого можно рассматривать технические системы ТС АТЗ и ТС ПКЗ, а также ПКЗ-1 как обязательные и необходимые элементы обеспечения безопасности жизни граждан, имущества и объектов в целом.

Замена двух ТР по требованиям к ТС АТЗ и ТС ПКЗ на один - ПКЗ-1 - могла быть вызвана многими причинами, среди которых, очевидно, можно выделить следующие:

  • отсутствие регламентированных положений о соотношении организационных мер и необходимого уровня технической защищенности объектов различного назначения и значимости;
  • отсутствие критериев оценки угроз террористического и криминального характера, особенно при обеспечении защиты объектов;
  • отсутствие требований по уровням защищенности объектов различного назначения и значимости;
  • подобие требований к построению, структуре, проектированию систем при их возможном отличии по реализуемым функциям;
  • применение во многом подобных технических средств и систем при формировании ТС АТЗиТСПКЗ;
  • возможное применение идентичных способов подтверждения соответствия.

Можно пояснить, что, по мнению автора, является содержанием этих причин.

 

Соотношение организационных мер и необходимого уровня технической защищенности объектов

 

Можно предположить, что при защите объектов от угроз террористического характера соотношение будет в пользу организационных мер, но при значительном и разнообразном применении технических средств и систем. При защите от угроз криминального характера соотношение может быть в пользу применения технических средств и систем, в частности на объектах, не представляющих особого интереса для потенциальных нарушителей.

 

Критерии оценки угроз террористического и криминального характера

Автором неоднократно предлагались подходы по этому вопросу. Можно привести предложения, опубликованные в журнале "СБ" № 3 (69) за 2006 год. В ней указывалось, что в решении вопросов обеспечения безопасности объектов важную роль играют 3 фактора:

  • функционально-отраслевое назначение;
  • возможная опасность в виде предполагаемых угроз внешнего или внутреннего проявления;
  • характер возможных последствий и ожидаемый ущерб.

Далее все объекты предлагалось относить к функционально опасным или функционально значимым.

В функционально опасных объектах должны быть проанализированы риски практически по максимально возможным видам опасностей с учетом возможности их появления внутри объекта. В функционально значимых объектах оценка риска может быть ограничена анализом возможных внешних опасностей.

Судя по многим публикациям специалистов и определенным рекомендациям заинтересованных организаций, можно и необходимо предложить последовательность установления уровней защищенности и их применение при категорировании объектов.

Отсутствие требований по уровням защищенности объектов различного назначения и значимости

Определение уровня защиты, защищенность объекта, уровень безопасности в настоящее время представлено в ГОСТ Р 50776-95 (МЭК 839-1-4-89) "Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 4. Руководство по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию".

Определение уровней приведено по МЭК 839-1-4-89:

  • уровень защиты: показатель, характеризующий результат влияния технических и организационных мер, предпринимаемых для обеспечения безопасности и сохранности людей и имущества;
  • защищенность объекта: совокупность организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение охраны объекта (зоны объекта);
  • уровень безопасности: показатель, характеризующий превышение уровня риска над уровнем защиты.

Отсутствие требований по уровням защищенности объектов в какой-то мере заменяет определенные положения ведомственных документов по их категорированию. Например, классификация объектов по руководящим документам ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России. В РД 78.36.006-2005 "Выбор и применение технических средств охранной, тревожной сигнализации и средств инженерно-технической укрепленное™ для оборудования объектов" классификация объектов основывается на необходимости дифференцированного подхода к выбору и применению технических средств защиты и охраны в зависимости от значимости и концентрации размещенных на них материальных, художественных, исторических, культурных и культовых ценностей, последствий от возможных преступных посягательств.

Все объекты и их помещения и территории по этим показателям подразделяются на две группы: А (наиболее ценные) и Б (менее) Ввиду большого разнообразия различных по составу объектов в каждой группе они дополнительно подразделяются на две подгруппы каждая: А1 и А11, Б1 и Б11.

Это распределение создает условие более обоснованного применения технических средств инженерно-технической укрепленности и разных видов технических средств охраны.

Аналогичный подход может быть использован и при разработке требований по уровням защищенности при их признании.

Установление уровней защищенности любого объекта целесообразно основывать на анализе привлекательности совершения на нем противоправных актов, оценки возможной, но недопустимой совокупной опасности и последствий. При установлении уровня защищенности объекта необходимо исходить из противостояния наиболее опасным угрозам с наиболее тяжелыми последствиями.

Можно допустить на объектах при обоснованной необходимости наличие зон, территорий, зданий с большим или меньшим уровнем защищенности.

Исходными данными для установления уровней защищенности объектов могут быть:

  • назначение и область деятельности;
  • функционально-отраслевая принадлежность;
  • предполагаемые виды и уровень противоправных действий; создание модели возможных нарушителей;
  • характер недопустимых угроз и возможные последствия при их осуществлении;
  • анализ уязвимости объекта (совокупность действий, направленных на определение угроз и способов их осуществления, установление зон защиты и возможности снижения создаваемой опасности, разработка моделей предполагаемых нарушителей);
  • режим работы объекта (дневное время, круглосуточная работа), требования по ограничению доступа на объект;
  • подготовленность состава служб охраны или безопасности и наличие связи с правоохранительными органами, их участие в ликвидации возможных противоправных действий.

При установлении уровней защищенности объектов необходимо учитывать наличие требований по противопожарной и другим видам безопасности.

Подобие требований к построению, структуре, проектированию систем при их возможном отличии по реализуемым функциям

Подобие можно показать по существующему порядку создания любой системы для защиты объектов. Он включает установившиеся этапы: определенные исследования по объекту, составление технического задания на проектирование, непосредственно проектирование, реализация проектных решений и сдача системы заказчику. Построение, структура системы будут определяться выполнением требований, предъявляемых принятым уровнем защищенности, а также во многом интеллектуальными, инженерными и техническими возможностями исполнителя, разработчика.

Формирование как ТС АТЗ, так и ТС ПКЗ объекта должно быть направлено на выполнение следующих основных задач при противостоянии угрозам:

  • раннее обнаружение опасности;
  • предупреждение или обнаружение опасности, ограничение развития;
  • оповещение о совершении противоправного действия средствами сигнализации и передача информации соответствующим службам;
  • принятие мер к пресечению опасности;
  • пресечение опасности.

Вместе с тем системы АТЗ объекта и ПКЗ имущества имеют достаточно различий, среди которых можно отметить следующие:

  • характер проявления и реализации угроз;
  • соотношение организационных мер и технических средств и систем;
  • установление более жестких требований к анализу уязвимости объекта и характеру противостояния возможным угрозам террористического характера;
  • более разнообразные функции системы АТЗ по отношению к системе ПКЗ и соответственно большее количество видов применяемых технических средств и систем;
  • повышенные требования к выбору и применению технических средств и систем для системы АТЗ объекта;
  • средства и системы ТС ПКЗ имущества являются хоть и значительной, но всё же частью ТС АТЗ объекта.

Применение подобных технических средств и систем при формировании ТС АТЗ и ТС ПКЗ

Имеющиеся на рынке систем безопасности средства и системы могут обеспечивать противостояние следующего характера:

  • защита от несанкционированного проникновения на объект, в здания, помещения, доступа к конфиденциальной информации;
  • выдача сигнала тревоги о произошедшем нестандартном событии и передача извещения о нем соответствующим службам охраны и безопасности;
  • возможность усиления противостояния нестандартным действиям;
  • эффективность применения при минимальных затратах.

Исходя из назначения систем АТЗ объектов и ПКЗ имущества, можно считать, что они в полной мере направлены на обеспечение выполнения ранее упоминавшейся первой части статьи 6 № 184-ФЗ, так кактехнические средства и системы, их составляющие, в значительной мере обеспечивают именно охрану и безопасность людей, зданий, сооружений, имущества.

Признание этого приводит к необходимости относить системы АТЗ объектов и ПКЗ имущества к продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в формах обязательной сертификации или декларирования, на которые необходимо разработать ТР.

На основании изложенного можно рассмотреть некоторые вопросы формирования ТР на ПКЗ-1.

Возможное решение вопроса по техническому регламенту на ПКЗ-1

Представленное название нового ТР по Федеральному закону "О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества" (ПКЗ-1) можно рассматривать с двух позиций:

 

  1. ТР распространяется на средства (технические), на базе которых создаются системы обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества. Это может отражать определение, приведенное в ГОСТ Р 50775-95: "Системытревожной сигнализации Часть 1. Общие требования. Раздел 1. Общие положения": "Система охранной сигнализации: совокупность совместно действующих технических средств для обнаружения появления признаков нарушителя на охраняемых объектах, передачи, сбора, обработки и представления информации в заданном виде" - средства в определении рассматриваются как части системы. В этом случае ТР устанавливает на них обязательные требования, обеспечивающие безопасность людей при их использовании в соответствии с № 184-ФЗ Технические показатели или характеристики, определяющие их назначение и функции, будут утверждаться, как в настоящее время, государственными стандартами. Форма подтверждения соответствия - добровольная сертификация
  2. ТР распространяется на технические средства защиты и охраны и непосредственно формируемые на объекте системы или комплексы охраны (функциональные или интегрированные). Этот подход будет более определенным для направленности ФЗ по обеспечению противокриминальной защиты объектов и имущества.

Второй вариант можно представить, используя опыт разработки упоминавшихся двух первых ТР на системы АТЗ объектов и ПКЗ имущества.

Цели ФЗ можно изложить следующим образом. Настоящий закон, утверждающий технический регламент, разрабатывается в целях формирования систем противокриминальной защиты объектов, жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды от предполагаемых угроз криминального характера, а также для предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Объектом технического регулирования являются системы ПКЗ-1 и ее составляющие технические средства защиты, охраны и системы (комплексы) охраны.

Состав достаточно известен специалистам и может стать предметом обсуждения при дальнейшей работе над ТР. Возможный перечень технических средств и систем настолько широк, что на их базе могут создаваться системы ПКЗ-1, обеспечивающие определенное противостояние угрозам террористического характера.

Именно последнее позволяет представить и предложить к рассмотрению характеристики возможных уровней защищенности Объекты могут быть представлены семью уровнями защищенности.

  1. Оптимальный уровень, обеспечивающий по классам защиты применение из состава системы ПКЗ-1 изделий для защиты объектов в возможных отдельных зонах (помещения, территории, отдельные виды транспорта) от минимально возможных угроз криминального характера.
  2. Оптимально-повышенный уровень, обеспечивающий по классам защиты применение из состава системы ПКЗ-1 изделий для защиты объектов (зданий, сооружений, территорий, отдельных видов транспорта) от угроз криминального характера с оптимально возможными, но недопустимыми последствиями.
  3. Повышенный уровень, обеспечивающий по классам защиты применение из состава системы ПКЗ-1 изделий для защиты объектов (зданий, сооружений и территорий, на которых они расположены, а также отдельных видов транспорта или их места дислокации) от угроз криминального характера повышенной опасности с возможными, но недопустимыми последствиями.
  4. Высокий уровень 1, обеспечивающий по классам защиты применение из состава системы ПКЗ-1 изделий для защиты объектов любого вида и назначения от угроз криминального характера высокой опасности, но с недопустимыми последствиями, и определенной защиты от ограниченного вида угроз террористического характера в возможных зонах с наименьшей вероятностью их проявления.
  5. Высокий уровень 2, обеспечивающий по классам защиты применение из состава системы ПКЗ-1 изделий для защиты объекта от угроз криминального характера высокой опасности, но недопустимыми последствиями и определенной защиты от ограниченного вида угроз террористического характера в возможных зонах с повышенной вероятностью их проявления.
  6. Наивысший уровень, обеспечивающий по классам защиты применение из состава системы ПКЗ-1 изделий для защиты объектов от угроз криминального характера наивысшей опасности и определенной защиты от возможных угроз террористического характера с определенной вероятностью их проявления, влияющих на появление чрезвычайных ситуаций техногенного характера локального или местного действия.
  7. Специальный наивысший уровень. Устанавливается по особым требованиям для объектов специального назначения. Объекты оборудуются техническими средствами из состава системы ПКЗ-1, а также специальными средствами защиты от угроз террористического характера и/или угроз техногенного местного или территориального характера.

Характеристики угроз техногенного характера приведены из "Положения о классификации чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера", утвержденного Правительством Российской Федерации № 1094 от 13.09.1996 г.

В Положении ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

В нем же ЧС классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, размера материального ущерба, а также по границам зон распространения поражающих факторов ЧС.

Для обнаружения возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера в системы охраны должны интегрироваться устройства или системы контроля состояния возможных источников их появления.

Одновременно могут решаться вопросы обоснованной насыщенности технических средств контроля и усиления рубежей защиты и охраны. Количество уровней защищенности может быть расширено применением изделий с особыми требованиями по их классам устойчивости к несанкционированным действиям (НСД).

Классы защиты, или устойчивости к НСД, при сохранении требований по уровням защищенности создаются с целью повышения фактической и экономической эффективности применения СПКЗ при большом разнообразии функциональных объектов.

Принятие уровней защищенности в представленном виде позволит формировать требования к системам ПКЗ-1 и ее составляющим средствам и системам, исходя из эффективности их применения.

Изложение требований безопасности к системе ПКЗ-1 и ее составляющим, а также определяющих технические показатели или характеристики позволит разработать необходимый ТР на ПКЗ-1.

Часть 2. Уровни защищенности

С.М. Вишняков
Редактор раздела "Комплексные системы безопасности"

Новой программой Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2007 г. предусмотрена разработка технических регламентов (ТР) на уровне Федерального закона (ФЗ) "О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества" (ПКЗ-1). Вопросы антитеррористической защиты объектов рассматриваются в статье, исходя из состояния нормативной базы на такие средства и системы

Вопросы разработки ТР и ФЗ

Разработка ФЗ в новой редакции по отношению к ранее предлагавшимся ТР на требования ксис-темам антитеррористической и противокриминальной защиты (ТС АТЗ и ТС ПКЗ) объектов и имущества проводится ФГУ НИЦ "Охрана" в соответствии с ранее принятыми федеральными законами № 184-ФЗ "О техническом регулировании" и № 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О техническом регулировании".

В связи с новым изложением ФЗ ПКЗ-1 вопросы антитеррористической защиты объектов рассмотрены далее с учетом состояния нормативной документации на средства и системы, составляющие технические системы противокриминальной защиты объектов, имущества (ТС ПКЗ-1).

При принятии решения о распространении ТР на ТС ПКЗ-1 в составе технических средств защиты, охраны и систем (комплексов) охраны, а также непосредственно формируемые на объекте системы (комплексы) охраны (функциональные - ФСО или интегрированные -ИСО) и их составляющие средства объектом технического регулирования будут именно эти средства, системы (комплексы) и сама ТС ПКЗ-1. При принятии предложений по уровням защищенности объектов в качестве условия их применения по оценке достаточности, формирующейся ТС ПКЗ-1, можно представить перечень средств и систем (как объектов технического регулирования) в виде их описания.

Состав ТС ПКЗ-1

ТС ПКЗ-1 могут включать полностью или частично (по установленному для объекта уровню защищенности) нижеперечисленные технические средства защиты, охраны и системы охраны со всеми входящими функциональными техническими средствами (такими, например, как приборы, устройства, комплексы и т.п.)

  1. Технические системы сигнализации (ТСС)
  2. Технические системы контроля и управления доступом (СКУД)
  3. Технические системы ограничения доступа (домофонные, видеодомофонные и аналогичного функционального назначения (СОД)
  4. Технические системы (комплексы) охранные телевизионные (СОТ)
  5. Технические системы (комплексы) охраны периметра территории с системами сбора, обработки и передачей сигналов тревоги на соответствующие пункты охраны (СОП)
  6. Технические системы пожарной сигнализации со средствами обнаружения опасности возникновения пожара, сбора и обработки первичной информации и передачи на контрольные станции, установки пожарной сигнализации или средства автоматического пожаротушения
  7. Технические системы передачи информации (СПИ).
  8. Системы связи и телекоммуникаций
  9. Системы мониторинга.
  10. Системы оповещения и оповещатели
  11. Системы безаварийного и резервного электропитания
  12. Системы специального назначения, в том числе для обеспечения противостояния угрозам террористического характера.
  13. Технические средства (ТС) систем функциональные:
    • средства защиты от несанкционированного доступа к информации,
    • средства защиты от несанкционированного изъятия документов,
    • средства досмотра (металлообнаружители, аппаратура для обнаружения оружия, взрывчатых, опасных химических, наркотических, биологически опасных веществ и материалов),
    • средства систем управления диспетчерского пункта или централизованного пункта охраны,
    • оборудование пунктов (централизованных) наблюдения и контроля
  14. Технические средства защиты (ТСЗ) в составе средств технической укрепленности(строительные изделия с определенной повышенной устойчивостью к несанкционированным действиям - НСД) и инженерных средств защиты (специальные конструкции, изделия для усиления противостояния каналогичным НСД).

ТСЗ могут включать в себя устройства для препятствия возможным террористическим действиям, втом числе противотаранные конструкции, блокираторы для ограничения перемещения транспорта Данный перечень, который, безусловно, может быть дополнен, представлен с двумя целями:

  • формирования ТС ПКЗ-1 с обеспечением выполнения минимальных требований по уровням защищенности с учетом имеющихся классов средств по устойчивости к несанкционированным действиям,
  • определения состояния и направлений развития нормативной базы, относящейся к применению технических средств и ТС ПКЗ-1, а также непосредственно самой ТС ПКЗ-1.

Что касается первого пункта, то установление минимально необходимого набора технических средств и систем при формировании ТС ПКЗ-1 может быть осуществлено при введении кате-горирования объектов с учетом предложенных уровней защищенности (см. ч. 1, "СБ" № 3).

Разработкой нормативной базы в виде государственных стандартов и ведомственных (МВД России) руководящих документов занимаются ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России, ФГУ ВНИИПО и ФГУ ВНИИ ГОЧС, а также Университет комплексных систем безопасности и инженерного обеспечения.

Состояние нормативного обеспечения

Перечислять все имеющиеся нормативные документы нет необходимости. Они достаточно хорошо известны специалистам. Также специалистам, особенно проектных организаций, известно, насколько слаба имеющаяся нормативная база и сколь много имеется дублирующих друг друга документов.

В связи с тем что основными НТД на средства и системы противокриминальной защиты объектов, имущества являются стандарты и рекомендации ФГУ НИЦ "Охрана", рассмотрим их состояние и влияние на ТР ПКЗ-1.

Среди последних разработок ФГУ НИЦ "Охрана" можно отметить ГОСТ Р 52435-2005 "Технические средства охранной сигнализации Классификация. Общие технические требования и методы испытаний".

ГОСТ Р 52435 устанавливает классификацию основных видов, общие технические требования и методы испытаний ТС, предназначенных для работы в системах тревожной сигнализации по ГОСТ Р 50775, а также совместно с системами охранно-пожарной сигнализации адресными по НПБ-58 "Системы пожарной сигнализации адресные. Общие технические требования. Методы испытаний".

В стандарте понятие "техническое средство систем охранной сигнализации (ТС ОС)" определяется как "конструктивно законченное устройство, выполняющее самостоятельные функции и входящее в состав охранной сигнализации". В разделе "Общие положения" имеются два пункта, относящиеся к вопросу статьи:

  1. ТС ОС должны обеспечивать выполнение своего функционального назначения в составе: комплексов или систем охранной сигнализации по ГОСТ Р 50775, систем охраны объектов, включающих в себя системы контроля и управления доступом - СКУД по ГОСТ Р 51241 и системы охранные телевизионные по ГОСТ Р 51558.
  2. Системы охранной сигнализации, отдельные виды ТС ОС, в частности извещатели, для выполнения функционального назначения в составе комплексов и систем могут использоваться в комбинации с инженерными защитными конструкциями и средствами по ГОСТ 30109, ГОСТ Р 50862, ГОСТ Р 50941, ГОСТ Р 51053, ГОСТ Р 51072, ГОСТ Р 51110, ГОСТ Р 51136, ГОСТ Р 51222, ГОСТ Р 51224, ГОСТ Р 51242.

Представленные по ГОСТ Р 52435 (пункт 1) средства не охватывают все возможные технические средства и системы, с помощью которых формируются на объектах ТС ПКЗ-1 из представленного выше состава.

В то же время предлагается (пункт 2) в системах ОС использовать широкую номенклатуру инженерных конструкций и средств, по стандартам во многом дублирующих друг друга Также можно отметить, что данный стандарт и ранее разработанные стандарты не учитывают их применения для формирования средств и систем АТЗ объектов, но могут и должны быть использованы в новых условиях.

Рассмотрим состояние нормативного обеспечения на примере стандартов, относящихся к системам охраны, базовым составляющим предполагаемых ТС ПКЗ-1. После принятия ФЗ на ТР ПКЗ-1 при применении стандартов на эти системы целесообразно учитывать положения № 184-ФЗ и № 65-ФЗ; так техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

  • применения единых правил установления требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ и оказанию услуг,
  • единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении обязательной оценки соответствия и государственного контроля (надзора) (статья 3 № 184-ФЗ).

Следует также исходить из того, что любая ТС ПКЗ-1 является продуктом проектирования и единичного производства.

Стандарты для систем охраны

Рассмотрим основные положения стандартов, имеющих отношение к системам охраны:

ГОСТ Р 50775-95 (МЭК 839-1-1-88) "Системы тревожной сигнализации". Часть 1. Общие требования. Раздел 1. Общие положения.

ГОСТ Р 50776-95 (МЭК 839-1-4-89) "Системы тревожной сигнализации". Часть 1. Общие требования. Раздел 4. Руководство то проектированию, монтажу и техническому обслуживанию.

ГОСТ Р 51241-98 "Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний".

ГОСТ Р 51558-2000 "Системы охранные телевизионные. Общие технические требования и методы испытаний".

Наиболее широко используемый ГОСТ Р 50775 устанавливает общие требования к разработке, монтажу, приемосдаточным испытаниям, эксплуатации, техническому обслуживанию и ведению формуляра ручных и автоматических СТС (систем охранной, охранно-пожарной сигнализации), используемых для защиты людей, имущества и окружающей среды.

Стандарт предусматривает использование ГОСТ Р 50776, устанавливающего требования к монтажу и техническому обслуживанию СТС.

Целью стандарта является обеспечение высокого уровня безопасности и надежности СТС, уменьшение числа ложных срабатываний и обеспечение совместимости комбинированных систем.

Стандарт определяет назначение систем тревожной, охранной и охранно-пожарной сигнализации и приводит их определения. Например, система охранно-пожарной сигнализации (ОПС) определяется как "совокупность совместно действующих технических средств для обнаружения появления признаков нарушителя на охраняемых объектах и/или пожара на них, передачи, сбора, обработки и представления информации в заданном виде", а назначением систем ОПС является "обнаружение появления признаков нарушителя на охраняемом объекте и подача извещения о тревоге для принятия мер по задержанию нарушителя, а также - обнаружение пожара и подача извещения о тревоге для принятия необходимых мер (например, эвакуация персонала, вызов пожарных)".

ГОСТ Р 50776 дополняет ГОСТ Р 50775 и устанавливает:

  • требования, которые должны соблюдаться как обязательные при проектировании, монтаже, наладке, испытаниях, эксплуатации и техническом обслуживании автоматических и ручных систем тревожной сигнализации (систем, автоматизированных технологических комплексов охранной, охранно-пожарной сигнализации, далее - систем, комплексов), применяемых для обеспечения безопасности людей и имущества,
  • общие требования к проектированию, монтажу, пусконаладочным работам, приемочным испытаниям, эксплуатации и техническому обслуживанию объектовых систем и комплексов.

Стандарт должен использоваться совместно со стандартом общих требований к системам тревожной сигнализации ГОСТ Р 50775.

Выполнение требований обоих стандартов было обязательным в стандартах на СКУД и СОТ. Основные положения ГОСТ Р 50775 и ГОСТ Р 50776 как обязательные требования могут быть изложены в ТР ПКЗ-1 в специальных статьях, например:

  • Требования к проектируемой ТС ПКЗ-1
  • Требования при реализации проектных решений в процессе изготовления ТС ПКЗ-1
  • Требования кТС ПКЗ-1 и ее составляющим изделиям в процессе ее эксплуатации, а также на стадии выведения из эксплуатации и утилизации

Необходимость новых редакций стандартов

Особые проблемы возникают при подготовке новых редакций ГОСТ Р 52141 и ГОСТ Р 52558 с учетом положений № 184-ФЗ и № 65-ФЗ, а также с разработкой ТР ПКЗ-1.

ГОСТ Р 51241 распространяется на технические системы и средства контроля и управления доступом, предназначенные для контроля и санкционирования доступа людей, транспорта и других объектов в (из) помещения, здания, зоны и территории Стандарт устанавливает классификацию, ОТТ и МИ средств и систем контроля и управления доступом.

К обязательным относятся требования к электромагнитной совместимости, устойчивости средств и систем к несанкционированным действиям, требования безопасности.

ГОСТ Р 51558 распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые системы охранные телевизионные (далее - системы), предназначенные для использования в целях защиты людей и имущества на охраняемых объектах от преступных посягательств, и устанавливает ОТТ и МИ.

Обязательными являются требования стандарта к функциональным и техническим характеристикам, к электромагнитной совместимости, устойчивости к несанкционированным действиям, к электропитанию, требования к безопасности.

Оба стандарта разрабатывались друг за другом (1998 и 2000 гг.) специалистами ФГУ НИЦ "Охрана", имеют много общего по структуре и изложению основных положений (ОТТ и МИ), в том числе обязательных.

Практика их применения за прошедший период показала общие недостатки, к которым можно отнести:

  • серьезное отставание от функциональных и технических возможностей развивающихся систем,
  • использование большой номенклатуры стандартов, их дублирование,
  • отсутствие четкости по применению отдельных стандартов, особенно при их использовании в МИ,
  • неудачная классификация систем на три класса с приведением показателей,
  • неудачное изложение МИ, не позволяющее решить многие вопросы по идентичности проведения и оценки,
  • практически при проведении сертификационных испытаний выдвигаются только требования к электробезопасности и к общим показателям работоспособности.

При разработке новых редакций следует обратить внимание на обоснованность применения заимствованных стандартов для ОТТ и особенно для МИ на подтверждение соответствия требованиям предполагаемых технических регламентов на ТС ПКЗ-1 и ТС АТЗ объектов.

Так, например, в ГОСТ Р 51558 содержатся специальные стандарты, применение которых требует серьезных пояснений, к ним относятся:

  • ГОСТ 7845-92 "Система вещательного телевидения. Основные параметры. Методы измерений".
  • ГОСТ 23456-79 "Установки телевизионные прикладного назначения. Методы измерений и испытаний".
  • ГОСТ Р 50725-94 "Соединительные линии в каналах изображений. Основные параметры. Методы измерений".

Все стандарты применяются в МИ при измерении по разделу ОТТ технических характеристик телевизионных камер, устройств обнаружения движения, видеонакопителей, устройств управления и коммутации видеосигналов, видеомониторов, технических характеристик линий связи в каналах изображений.

ГОСТ 7845-92 "распространяется на систему вещательного телевидения в I-V частотных диапазонах и устанавливает основные параметры, определяющие систему вещательного телевидения и методы их измерений".

Можно рассматривать целесообразность применения ГОСТ 7845 для проведения испытаний отдельных средств, составляющих СОТ. В этом случае в ОТТ должны быть указаны определенные параметры ГОСТ 7845.

ГОСТ 23456-79 распространяется на установки телевизионные прикладного назначения и устанавливает методы измерений основных параметров, а также методы испытаний на воздействие внешних климатических и механических факторов. При его применении также должны быть указаны параметры, подлежащие проверке для СОТ.

ГОСТ Р 50725-94 "распространяется на соединительные линии в каналах изображения, организованных телевизионными стволами радиорелейных систем передачи, волоконно-оптическими системами передачи, коаксиальными кабелями, и устанавливает требования к основным параметрам соединительных линий и методы их измерений". Перечень основных параметров устанавливается по ГОСТ 19463-89 "Магистральные каналы изображения радиорелейных и спутниковых систем передачи. Основные параметры и методы измерений".

Приведенные нормы в ГОСТ Р 50725 имеют большое значение для идентичности оценки СОТ на объектах, но требуют конкретизации в новой редакции.

Пример показывает, что при использовании других стандартов очень важно рассматривать:

  • могут ли представленные ОТТ и МИ быть приемлемы в полном объеме,
  • какие приемлемые требования должны быть обязательными и, следовательно, отраженными в ТР.

Необходимость новых редакций многих стандартов обусловлена распространением действия требований и методов испытаний на ТС (комплексы) как АТЗ, так и ПКЗ-1, создаваемых по проектным решениям непосредственно на объектах, а также реализацией положений №184-ФЗи №65-ФЗ.

Соответствие систем техническим требованиям

Особенностью становится необходимость обеспечения подтверждения соответствия систем заложенным требованиям по единым методам испытаний и методикам измерений.

Общие технические требования могут быть представлены в виде трех взаимосвязанных частей: функциональные требования к системам, требования к техническим характеристикам средств и общие, как их можно объединить, эксплуатационные требования. Среди них требования по обеспечению безопасности, электробезопасности, электромагнитной совместимости, надежности и другие. Эксплуатационные требования должны распространяться на ТС ПКЗ-1 и ее составные системы и средства. Они же могут быть приемлемы для ТС АТЗ объектов. Требования и/или показатели можно представить как обязательные или преимущественные для введения в технический регламент и сервисные или дополнительные функциональные -для представления в стандартах или правилах.

Такой дифференцированный подход должен отразиться на организации проведения испытаний и изложении МИ.

Изложение МИ не должно допускать двойственного понимания методов, требований к контрольно-измерительной аппаратуре, методикам измерений. Это особенно важно при проведении испытаний ТС АТЗ и ТС ПКЗ-1 непосредственно на объекте в процессе сдачи и запуска системы в эксплуатацию, а также при проведении инспекционного контроля.

Для подтверждения соответствия утвержденным требованиям могут и должны быть использованы все формы подтверждения соответствия по статье 20 № 184-ФЗ. Их применение можно рассмотреть на примере организации испытаний.

Предложим следующие подходы к организации испытаний:

A. Технические средства и возможные их составляющие в виде приборов, отдельных конструктивных изделий подвергаются испытаниям в лабораторных условиях предприятия-изготовителя или испытательной лаборатории Подтверждение соответствия может быть в формах добровольной или обязательной сертификации/

Б. Определенного вида ТС АТЗ или ТС ПКЗ-1, автономные или ограниченного объема, также подвергаются испытаниям в лабораторных условиях предприятия-изготовителя или испытательной лаборатории.

Подтверждение соответствия может быть в формах добровольной или обязательной сертификации, а также декларирования соответствия.

B. ТС АТЗ или ТС ПКЗ-1, многофункциональные, интегрированные, комплексные, реализованные на объектах, подвергаются испытаниям по специальным программам. Форма подтверждения соответствия -декларирование.

Системы, входящие в группы Б и В, могут относиться к изделиям единичного производства, собираемым на месте эксплуатации. На них может распространяться ГОСТ 15.005-85 "Система разработки и постановки продукции на производстве. Создание изделий единичного и мелкосерийного производства, собираемых на месте эксплуатации". В этом случае (а он будет преимущественно реализуемым) вопросы декларирования могут иметь значительные отличия от декларирования продукции, выпускаемой партиями или серийно.

Это должно быть декларирование любых технических систем АТЗ, в том числе ТС ПКЗ-1, как продукции единичного, индивидуального производства. Необходимо установить порядок и подходы к проведению испытаний в условиях предприятия-изготовителя, в аккредитованных испытательных лабораториях при подтверждении соответствия и непосредственно на объекте в качестве самостоятельной системы или в составе интегрированной или комплексной системы безопасности.

Часть 3. Подтверждение соответствия

В предыдущих статьях были рассмотрены вопросы формирования и нормативного обеспечения технических систем антитеррористической (ТС АТЗ) и противокриминальной защиты (ТС ПКЗ) объектов, имущества; в них также речь шла о возможности разработки соответствующего технического регламента (ТР). В данной статье освещаются вопросы, связанные с подтверждением соответствия ТС АТЗ требованиям, заложенным в новом регламенте

 

Требования к методам испытаний

При рассмотрении состояния нормативной базы была выявлена необходимость переработки базовых стандартов на системы охраны и указаны причины, которыми она вызвана, среди них можно выделить следующие:

  • выполнение положений Федерального закона "О техническом регулировании" № 184-ФЗ;
  • серьезное отставание государственных стандартов от функциональных и технических возможностей развивающихся систем.

Это отставание может стать особенно заметным после принятия Федерального закона "Технический регламент "О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов, имущества" (ТР ПКЗ), разработанного ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России.

Согласно проекту ТР ПКЗ,"... объектом технического регулирования являются технические средства обеспечения противокриминальной защиты, которые могут быть объединены в системы, предназначенные для обеспечения криминальной безопасности объектов и имущества (объектов защиты), а также процессы проектирования, монтажа, наладки и эксплуатации систем обеспечения противокриминальной защиты".

Распространение ТР ПКЗ не только на средства, но и на системы, в том числе реализованные на конкретных объектах, самым серьезным образом ставит вопрос об их испытаниях, а также единстве измерения их технических характеристик и параметров (что предусмотрено № 184-ФЗ), которые могут и должны основываться на методах испытаний (МИ), изложенных в действующих государственных стандартах (ГОСТах).

Имеющиеся ГОСТы на технические средства защиты и охраны представляют достаточно полно МИ, чего нельзя сказать о таких стандартах на системы, как:

  • ГОСТ Р 51241-1998 "Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний";
  • ГОСТ Р 52558-2000 "Системы охранные телевизионные. Общие технические требования и методы испытаний".

Оба стандарта находятся в стадии разработки новых редакций, и поэтому существует возможность исправить имеющиеся в изложении МИ недостатки. Учитывая то, что эти стандарты разрабатывались непосредственно друг за другом, им присущи не только индивидуальные, но и общие недостатки.

К общим недостаткам можно отнести:

  1. неоднозначность, а в ряде случаев и необоснованность применения МИ из заимствованных государственных стандартов;
  2. недопустимость применения МИ по нескольким государственным стандартам;
  3. отсутствие требований кточности измерений наиболее важных параметров.

Искусственные сложности

В ГОСТ 51241 хорошо и подробно изложены "Требования к электропитанию" (п. 5.7), чего нельзя сказать об их МИ.

В разделе "Методы испытаний" указано: "Испытания средств и систем КУД на соответствие требованиям к электропитанию (5.7) проводят по ГОСТ 12.2.006, ГОСТ 12997, ГОСТ 21552 и ГОСТ 27570.0 (п. 6.2.10)", то есть дается ссылка сразу на 4 стандарта, что можно считать искусственно создаваемой сложностью. В особенности это относится к необоснованному применению ГОСТ 12997-84 "Изделия ГСП. Общие технические условия" и ГОСТ 21552-84 "Средства вычислительной техники. Общие технические требования, приемка. Методы испытаний, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение".

В разделе "МИ" (п. 6.2.11) сказано: "Испытания средств и систем КУД на соответствие требованиям безопасности (п. 5.8) проводят по ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.2.006, ГОСТ 12997, ГОСТ 27570.0 и техническим условиям на средства и системы КУД конкретного типа".

Особое значение имеет пожарная безопасность средств и систем КУД, поэтому важно конкретно пояснить: каким же требованиям они должны соответствовать и как следует обеспечивать проверку соответствия этим требованиям.

Это особенно важно в связи с имеющимися в ГОСТ 51241 и ГОСТ 51558 различиями в изложении данного вопроса. По ГОСТ 51558 (п. 5.2.11) "Испытания по обеспечению требований безопасности (п. 4.9) проводят по специально разработанным методикам с учетом методов испытаний по ГОСТ 12.2.006, ГОСТ 12997, ГОСТ 27570.0; по пожарной безопасности по ГОСТ 27484, ГОСТ 27924 и НПБ 247; по способам защиты человека от поражения электрическим током - по ГОСТ 12.2.007.0".

Различия с ГОСТ 51241 по требованиям и МИ по пожарной безопасности существенны. Рекомендаций по разработке методик нет, как нет и четкости по применению МИ по предложенным стандартам.

В настоящее время Государственной Думой принят, а Президентом России подписан Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент "О требованиях пожарной безопасности", который повлияет на идентичное изложение требований по пожарной безопасности и в стандартах на системы охраны.

Гармонизация российских и европейских стандартов

К обоим стандартам может относиться пожелание гармонизации ряда требований и МИ с европейскими стандартами:

EN 50133-1 "Устройства охранной сигнализации. Контрольно-пропускные устройства (КПУ). Часть 1. Требования ксистеме", EN 50132-7 "Устройства охранной сигнализации CCTV - контрольные устройства для охраны (CCTV - замкнутая телевизионная система).

Часть 7. Правила использования" в редакции 2005 г." По EN 50133-1 это может, например, относиться к изложению требований к классам доступа, в основе которых лежит обеспечение надежности идентификации и доступа. Классификация надежности может устанавливаться для каждого пропускного пункта для входа и выхода независимо друг от друга.

По EN 50132-7 можно рассмотреть создание общего механизма для поддержки требований покупателей, строителей и пользователей при установке системы.

Также можно использовать показатели из раздела "Критерии эксплуатации устройства", которые могут быть полезными при оценке эффективности системы.

В частности, EN 50132-7 устанавливаются эксплуатационные критерии и критерии выбора передачи изображения.

Эксплуатационные критерии устройства вида:

  1. методы эксплуатации;
  2. реакция на сигнал тревоги;
  3. время реакции устройства.

Критерии выбора передачи изображения:

  1. полоса пропускания канала передачи;
  2. соотношение сигнал/шум;
  3. искажение сигнала;
  4. преодолеваемая удаленность;
  5. помехоустойчивость;
  6. надежность передачи.

Формы подтверждения соответствия

В связи с разработкой ТР ПКЗ подтверждение соответствия заложенным в нем требованиям становится обязательным при сдаче реализованной на объекте ТС ПКЗ, а также в процессе эксплуатации при инспекционной проверке. Аналогичное положение будет использоваться и для ТС АТЗ, реализованных на объектах.

Можно предположить, что ТС ПКЗ, ТС АТЗ или комплексной безопасности и составляющие их средства и системы могут по-разному подтверждать свое соответствие предъявляемым обязательным требованиям при обязательном подтверждении соответствия или требованиям стандартов при добровольной сертификации.

Можно повторить, что № 184-ФЗ предусмотрены три формы подтверждения соответствия (статья 20):

  1. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
  2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
  3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
    • принятия декларации о соответствии;
    • обязательной сертификации.

Целью подтверждения соответствия ТС ПКЗ и ее составляющих изделий требованиям технического регламента могут являться:

  1. подтверждение соответствия процессов проектирования и производства (монтажа), контроля и испытаний, эксплуатации требованиям настоящего технического регламента, а также действующего и распространяющимся на них технических регламентов по обеспечению безопасности;
  2. удостоверение принадлежности изделий (продукции), процессов производства к требованиям настоящего ФЗТР, а также действующим ФЗ ТР и/или другим принятым документам в области противокриминальной защиты объектов, имущества.

Разделение требований на обязательные по ТР и добровольные по стандартам будет накладывать определенные условия как на изложение требований, так и на проведение испытаний Требования на любую составляющую систему ТС ПКЗ или ТС АТЗ (СКУД, СОТ и другие) могут, а возможно, и должны быть распределены по трем группам:

  1. Требования безопасности к средствам по видам безопасности (ст. 7 № 184-ФЗ), как обязательные при их введении в ТР и устанавливаемые в процессе обязательной сертификации.
  2. Обязательные или определяющие требования, влияющие на применение средств в целях, изложенные в статье б № 184-ФЗ, которые представлены в ТР и в этом случае устанавливаются по одной из форм обязательного подтверждения соответствия.
  3. Сервисные требования, характеризующие дополнительные возможности средств и систем, составляющих ТС ПКЗ или ТС АТЗ, но которые не являются обязательными и поэтому могут быть предметом добровольного подтверждения соответствия в форме добровольной сертификации

Эти три группы будут серьезно влиять на изложение методов испытаний при подтверждении соответствия. Особенно это скажется на декларировании подтверждения соответствия непосредственно ТС ПКЗ или ТС АТЗ, а также отдельных составляющих их систем.

При всех группах технических требований и формах подтверждения соответствия остается одно требование по № 184-ФЗ, а именно, "Единство измерений".

Декларирование как форма подтверждения соответствия

В настоящее время достаточно хорошо отработаны схемы подтверждения соответствия при сертификации. Они равнозначны как для обязательной, так и для добровольной сертификации. Сложнее с формой подтверждения соответствия в виде декларирования. Существующие схемы мало используются, а для систем, реализованных на объектах, они не подходят.

Любые представленные сегодня схемы дают возможность оценки соответствия систем, выпускаемых или поставляемых партиями, либо представленных непосредственно как изделия серийного производства.

При оценке ТС ПКЗ или ТС АТЗ необходимо учитывать, что они на каждом объекте индивидуальны, даже выполненные на типовых решениях. Они могут рассматриваться как изделия единичного производства, и на них могут распространяться положения ГОСТ 15.005-85 "Система разработки и постановки продукции на производстве. Создание изделий единичного и мелкосерийного производства, собираемых на месте эксплуатации".

Учитывая эти особенности, можно предложить некоторые новые схемы декларирования ТС ПКЗ или ТС АТЗ (далее ТС), основанные на принципиальных решениях по подтверждению соответствия.

Виды возможных схем декларирования

Декларирование соответствия, как обязательная форма подтверждения требованиям настоящего технического регламента, может проводиться путем принятия декларации о соответствии.

Могут быть предложены для рассмотрения три схемы:

  • Схема 1Д. Принятие заявителем декларации соответствия ТС на основе собственных доказательств.
  • Схема 2Д. Принятие заявителем декларации соответствия ТС на основе как собственных доказательств, так и доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории центром (далее - третья сторона).
  • Схема 3Д. Принятие заявителем декларации соответствия ТС на основе собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны.

Кроме того, возможно участие третьей стороны на определенных этапах разработки и изготовления ТС (оценке проектирования, контроля и испытаний). Это может повлиять на объем проведения испытаний при декларировании и на сроки проведения инспекционного контроля Следует обратить внимание и изучить опыт декларирования промышленной безопасности (ПБ) на опасных производственных объектах (ОПО): Постановление Правительства от 11.05.1999 г. № 526 "Об утверждении "Правил представления деклараций ПБ ОПО".

Также имеется группа нормативных документов, принятых Госгортехнадзором России в развитие Постановления Правительства Российской Федерации.

Из них можно выделить:

РД 03-315-99 "Положение о порядке оформления декларации ПБ и перечне сведений, содержащихся в ней" (утверждено постановлением Госгортехнадзора России от 07.09.1999 № 66). РД 03-357-00 "Методические рекомендации по составлению декларации промышленной безопасности ОПО" (утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 26.04.2000 № 23) РД 03-315-99 устанавливает перечень сведений, содержащихся в декларации ПБ, и порядок их оформления.

Положение распространяется на декларации ПБ ОПО, разрабатываемые в соответствии с ФЗ "О промышленной безопасности ОПО", независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм собственности.

Перечень сведений, представляемых в декларации ПБ, включает в себя структуру декларации и требования к структурным элементам декларации, приложениям и информационному листу. Декларация содержит следующие разделы "Общие положения"; "Результаты анализа безопасности"; "Обеспечение требований ПБ", "Выводы"; "Ситуационный план".

Можно надеяться, что опыт подготовки декларации по ПБ ОПО может быть использован и при подготовке деклараций по настоящему регламенту.

Процедура декларирования

Основные возможные процедуры декларирования по настоящему регламенту будут практически идентичны.

Схема 1Д может включать следующие процедуры. Заявитель:

  • самостоятельно формирует доказательные материалы в целях подтверждения соответствия ТС требованиям настоящего технического регламента (ТР);
  • принимает декларацию о соответствии;
  • маркирует паспорт ТС (продукции) знаком обращения на рынке.

В качестве доказательств заявитель:

  • представляет результаты собственных исследований;
  • формирует предъявительский комплект технической документации;
  • проводит испытания и представляет протоколы испытаний на соответствие данного объекта требованиям уровня необходимой для него защищенности, установленными настоящим техническим регламентом.

Декларация о соответствии оформляется на русском языке и может содержать:

  • наименование и место нахождения заявителя;
  • наименование и место нахождения изготовителя продукции;
  • информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую его идентифицировать (функциональное назначение, установленные категория и уровень подтверждения соответствия);
  • наименование настоящего технического регламента;
  • указание на схему декларирования, примененную для подтверждения соответствия;
  • заявление заявителя о том, что ТС и ее изделия при использовании в соответствии с их целевым назначением являются безопасными;
  • заявление заявителя об обеспечении соответствия ТС настоящему техническому регламенту по всем показателям и требованиям с прилагаемыми к заявлению протоколами испытаний на соответствие объекта требованиям, предъявляемым к уровню необходимой для него защищенности;
  • информацию о проведенных испытаниях для подтверждения соответствия;
  • информацию о сертификате системы качества (при наличии);
  • информацию о нормативных документах, использованных в качестве доказательств соответствия ТС техническому регламенту;
  • данные о сроке действия декларации.

Документация

Предъявительский комплект технической документации должен обеспечивать возможность проведения оценки соответствия ТС требованиям технического регламента.

Документация может в необходимой для оценки мере содержать такие сведения, как:

  • функциональное назначение объекта и предполагаемые угрозы при его эксплуатации;
  • категория объекта;
  • принятый уровень подтверждения соответствия ТС и его обоснование;
  • требования, предъявляемые кТС;
  • изделия, заложенные в проектных решениях для выполнения требований, и сведения об их сертификации в виде сертификатов соответствия;
  • нормативная документация, использованная при проектировании и реализации проектных решений;
  • проектные данные; схемы, чертежи, подтверждающие выполнение требований.

Документация может включать в себя:

  • комплект эксплуатационной документации;
  • руководство по техническому обслуживанию и ремонту по требованиям обеспечения безопасности;
  • протоколы испытаний заявителя ТС на соответствие требованиям настоящего технического регламента;
  • протоколы испытаний заявителя по основным составляющим подсистемам ТС на соответствие требованиям примененных нормативных документов;
  • протоколы испытаний по обеспечению требований безопасности ТС и ее составляющих средств и /или подсистем

При декларировании соответствия заявитель может использовать сертификат системы качества проектирования или производства, а также протоколы испытании изделий, выданные аккредитованной лабораторией (центром).

На основании результатов испытаний и сведений, указанных в представленной документации, заявитель представляет выводы, заключение и предложения, а также сведения о предполагаемых эксплуатантах ТС.

Продление срока действия декларации соответствия возможно без повторного проведения процедуры декларирования при участии представителя органа по сертификации на первоначальной стадии проектирования и при положительных результатах инспекционного контроля органом по сертификации на стадии эксплуатации.

Декларирование по схемам 2Д и 3Д

Схема 2Д может включать в себя процедуры, аналогичные схеме 1Д.

Предъявительский комплект документов в дополнение к составу схемы 1Д включает в себя:

  • протоколы испытаний заявителя совместно с аккредитованной испытательной лабораторией;
  • протоколы испытаний и измерений, проведенные в аккредитованной лаборатории (центре);
  • выводы, заключение и предложения третьей стороны.

Протоколы должны включать в себя результаты испытаний:

  • по основным составляющим подсистемам ТС на соответствие требованиям примененных нормативных документов;
  • ТС на соответствие требованиям настоящего технического регламента для установленных уровней защищенности объекта.

При декларировании соответствия заявитель может использовать сертификат системы качества проектирования или производства, а также протоколы испытании изделий, выданные аккредитованной лабораторией (центром) На основании результатов испытаний и сведений, изложенных в предъявляемой документации, заявитель представляет выводы, заключение и предложения, а также сведения о предполагаемых эксплуатантах ТС.

Схема 3Д включает в себя процедуры, состав предъявительского комплекта, аналогичные схеме 2Д: с заключением представителя третьей стороны по оценке процесса проектирования.

При декларировании соответствия заявитель также может использовать сертификат системы качества проектирования или производства, а также протоколы испытаний изделий, выданные аккредитованной лабораторией (центром) На основании результатов испытаний и сведений, содержащихся в предъявляемой документации, заявитель представляет выводы, заключение и предложения, а также сведения о пред-пола гаем ых эксплуата нтах ТС.

Выводы

Предлагаемые схемы декларирования могут быть приемлемы при применении сертифицированных технических средств противокрими-нальной защиты по требованиям технического регламента. Сертификация должна быть обязательной при возможном применении изделий с добровольной сертификацией.

Еще раз следует обратить внимание специалистов на необходимость использования их опыта по сдаче реализованных систем на объектах, применению МИ и контрольно-измерительной аппаратуры. Это необходимо для внедрения предполагаемого ТР ПКЗ.

Вполне очевидно, что запаздывание при разработке МИ может осложнить внедрение спроектированных систем противокриминальной защиты объектов.