Зайцев Алексей Геннадьевич
начальник ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России, председатель ТК 234, кандидат технических наук,
Членов Анатолий Николаевич
доктор технических наук, профессор,
Самышкина Елена Вадимовна
начальник сектора отдела ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России, ответственный секретарь ТК 234
...Если рельсы - опора для поезда, то стандарт - опора для прогресса...
Из рекламного ролика к 90-летию Росстандарта
Стандарты обеспечивают качество продукции, и как итог - качество и безопасность нашей жизни. Стандартизация позволяет эффективно обобщать современные достижения науки и техники, излагать их в доступной для практического применения форме и делать открытыми для широкого круга заинтересованных лиц [1].
В ноябре прошлого года техническому комитету по стандартизации ТК 234 «Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты» (далее - ТК 234) исполнилось 25 лет. В этой статье пойдет речь об основных причинах образования, этапах становления и планах на будущее технического комитета, который занимается вопросами стандартизации технических средств и систем, предназначенных для обеспечения охраны и безопасности объектов различных категорий.
Безусловно, история создания и развития ТК 234 неотъемлемо связана как с образованием и становлением службы вневедомственной охраны, так и со всеми преобразованиями, которые претерпела государственная система стандартизации.
Созданная в тяжелые послевоенные годы Постановлением Совета Министров СССР от 29.10.1952 № 4633-1835 «Об использовании в отраслях народного хозяйства работников, высвобождающихся из охраны, и мерах по улучшению дела организации охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств», вневедомственная наружная сторожевая охрана Министерства внутренних дел СССР для обеспечения защиты крупных предприятий, строек, банков, магазинов и учреждений остро нуждалась в технических средствах охранной сигнализации.
Опыт работы первого десятилетия службы вневедомственной охраны показал, что без использования специальных технических средств охрана объектов и квартир крайне затруднительна и невыгодна. Поэтому на базе Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны Министерства внутренних дел СССР Постановлением Совета Министров РСФСР № 670 от 18.05.1962 было образовано специальное конструкторское бюро (СКБ).
За годы плодотворной работы СКБ (1970-1980) создана основная группа технических средств охраны (далее - ТСО), которые, претерпев необходимую модернизацию, стоят на вооружении подразделений вневедомственной охраны и сегодня. Именно в этот период разработаны практически все базовые образцы охранных извещателей и первые системы централизованного наблюдения. Охрана основных олимпийских объектов во время проведения в Москве Олимпиады-80, обеспечение безопасности проживания участников и зрителей осуществлялись с применением ТСО, разработанных СКБ и изготовленных на отечественных предприятиях [2].
В этот период впервые обозначилась задача, решение которой является неотъемлемой частью создания современных ТСО, - улучшение их качества, прежде всего повышение надежности, достоверности передачи тревожных и служебных извещений, снижение количества ложных срабатываний. Работы в этом направлении были определены Программой важнейших проблем науки и техники в области обеспечения безопасности охраняемых объектов и охватывали весь жизненный цикл ТСО от создания и эксплуатации до их списания.
В этой связи появляются первые государственные стандарты в данной области, положившие начало критериям оценки и отбора ТСО:
ГОСТ 26342-84 (2001). Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Типы, основные параметры и размеры.
ГОСТ 27990-88. Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Общие технические требования.
ГОСТ 4.188-85. Система показателей качества продукции. Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Номенклатура показателей.
Позднее рост криминальных угроз вызвал образование специального сектора экономики, занимающегося разработкой и производством ТСО. Переход страны на новые условия «рыночных отношений» открыл неограниченный доступ на российский рынок зарубежным образцам охранной техники, созданным хотя и в соответствии с требованиями зарубежных стандартов, но не отвечающим условиям их эксплуатации в России. Зарубежные образцы ТСО зачастую оказывались несовместимыми с эксплуатируемым отечественным оборудованием. Как следствие, возник ряд проблем с формированием систем охраны, их эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом.
Существенной вехой в развитии системы государственной стандартизации явилось Постановление Совета Министров СССР от 07.01.1985 «Об организации работы по стандартизации в СССР». В этом Постановлении главной задачей была названа разработка системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции и правилам, обеспечивающим ее разработку, производство и применение, а также контроль за правильностью использования этой документации [3].
Таким образом, для обеспечения «квалифицированного отбора» для вневедомственной охраны ТСО как отечественного, так и зарубежного производства, возникла необходимость создания на государственном уровне четкой системы требований для всей номенклатуры изделий.
Поэтому «в целях совершенствования организации работ по стандартизации в области технических средств охраны, охранной и пожарной сигнализации, повышения ее эффективности, обеспечения единства технической политики и наиболее полного взаимодействия работ по стандартизации на национальном и международном уровнях» совместным Приказом Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам и Министерства внутренних дел СССР от 21.11.1990 № 814/429 на базе научно-исследовательского центра «Охрана» ВНИИПО МВД России был создан технический комитет по стандартизации ТК 234.
Это событие состоялось в преддверии выхода Постановления Совета Министров СССР от 25.12.1990 № 1340 «О совершенствовании организации работы по стандартизации», определившего задачи в условиях перевода экономики страны на рыночные отношения и интеграции ее в мировое экономическое пространство. Главная идея Постановления - приведение национальной системы стандартизации в соответствие с международной практикой, при этом его основными положениями стали:
- переход на прямое применение в качестве государственных стандартов международных и национальных стандартов зарубежных стран, если требования таких стандартов удовлетворяют потребностям народного хозяйства;
- переход, начиная с 1991 года, на разработку государственных стандартов, как правило, силами технических комитетов по стандартизации - формирований специалистов, являющихся полномочными представителями заинтересованных предприятий и организаций.
Структура первого этапа развития системы стандартизации в области ТСО представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Первый этап развития стандартизации в области ТСО - образование ТК 234
Образование в 1992 году независимых государств на территории бывшего Советского Союза потребовало поиска новых форм сотрудничества этих стран в области стандартизации, метрологии и сертификации. Правительства государств-участников СНГ подписали 13.03.1992 Соглашение о проведении согласованной политики в данной области. В соответствии с Соглашением был создан Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации, в задачу которого входила организация работ по указанным направлениям на межгосударственном уровне. Подписание Соглашения, последующая разработка государственных стандартов РФ послужили началом формирования российской национальной системы стандартизации [4].
Первый этап развития стандартизации в области ТСО был ознаменован образованием ТК 234 и определением основных направлений стандартизации по группам продукции: средства обнаружения проникновения, системы передачи извещений и т. п.
Вторым этапом развития стандартизации в области ТСО стал период, связанный с «первыми шагами» национальной стандартизации в части сближения с требованиями международных стандартов в данной области, или период «гармонизации», который пришелся на годы первого десятилетия функционирования ТК 234.
Решая поставленные научно-технические и практические задачи, продиктованные потребностями развивающейся службы вневедомственной охраны и условиями проводимой государством политики в области стандартизации ТСО в течение первого этапа ТК 234, полностью используя возможности научно-исследовательского центра «Охрана» (далее - Центр), в который было преобразовано СКБ, разработал и ввел в действие первые национальные стандарты ГОСТ Р, среди которых были как стандарты, гармонизированные с международными стандартами серии IEC 60839, так и стандарты, разработанные на различные виды ТСО при отсутствии международных аналогов. Именно в эти годы ТК 234 сформировал национальную платформу в «зеркальном» техническом комитете международной электротехнической комиссии IEC TC 79 «Alarm systems»/M3K ТК 79 «Системы тревожной сигнализации».
Результатом взаимодействия и мониторинга требований международных стандартов стали:
ГОСТ Р 50775-95 (МЭК 60839-1-1:1988); ГОСТ Р 50776-95 (МЭК 60839-1-4:1989);
ГОСТ Р 50777-95 (МЭК 60839-2-6:1990); ГОСТ Р 50658-94 (МЭК 60839-2-4:1990); ГОСТ Р 50659-94 (МЭК 60839-2-5:1990).
Табл. 1. Перечень национальных стандартов ГОСТ Р, соответствующих второму этапу развития стандартизации в области ТСО
Номер стандарта |
Наименование стандарта |
Международный аналог МЭК (IEC) |
ГОСТ Р 50775-95 |
Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 1. Общие положения |
IEC 60839-1-1:1988. Alarm systems. Part 1: General requirements. Section 1: General |
ГОСТ Р 50776-95 |
Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 4. Руководство по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию |
IEC 60839-1-4:1989. Alarm systems. Part 1: General requirements. Section 4: Code of practice |
ГОСТ Р 50777-95 |
Системы тревожной сигнализации. Часть 2. Требования к системам охранной сигнализации. Раздел 6. Пассивные оптико-электронные инфракрасные извещатели для закрытых помещений и открытых площадок |
IEC 60839-2-6:1990. Alarm systems. Part 2: Requirements for intruder alarm systems. Section 6: Passive infra-red detectors for use in buildings |
ГОСТ Р 50658-94 |
Системы тревожной сигнализации. Часть 2. Требования к системам охранной сигнализации. Раздел 4. Ультразвуковые доплеровские извещатели для закрытых помещений |
IEC 60839-2-4:1990. Alarm systems. Part 2: Requirements for intruder alarm systems. Section 4: Ultrasonic Doppler detectors for use in buildings |
ГОСТ Р 50659-94 |
Системы тревожной сигнализации. Часть 2. Требования к системам охранной сигнализации. Раздел 5. Радиоволновые доплеровские извещатели для закрытых помещений |
IEC 60839-2-5:1990. Alarm systems. Part 2: Requirements for intruder alarm systems. Section 5: Microwave Doppler detectors for use in buildings |
ГОСТ Р 50862-96 |
Сейфы и хранилища ценностей. Требования и методы испытаний на устойчивость к взлому и огнестойкость |
Европейский аналог появляется позднее: BS EN 1143-1:1997 Secure storage units. Requirements, classification and methods of test for resistance to burglary. Safes, strongroom doors and strongrooms |
ГОСТ Р 51053-97 |
Замки сейфовые. Требования и методы испытаний на устойчивость к криминальному открыванию и взлому |
Международный аналог отсутствовал |
ГОСТ Р 51072-97 |
Двери защитные. Общие технические требования на устойчивость к взлому и пулестойкость. |
Международный аналог отсутствовал |
ГОСТР51186-98 |
Извещатели охранные звуковые пассивные для блокировки остекленных конструкций в закрытых помещениях. Общие технические требования и методы испытаний |
Международный аналог отсутствовал |
ГОСТ Р 51241-98 |
Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний |
Международный аналог отсутствовал |
ГОСТ Р 51242-98 |
Конструкции защитные механические и электромеханические для дверных и оконных проемов. Технические требования и методы испытаний на устойчивость к разрушающим воздействиям |
Международный аналог отсутствовал |
В рамках развития национальной системы стандартизации в области охраны появляется новое направление - формирование требований к средствам технической укрепленности объектов в части их устойчивости к взлому и криминальному открыванию.
Структура второго этапа развития стандартизации в области ТСО представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Второй этап развития стандартизации в области ТСО
Рис. 3. Третий этап развития стандартизации в области ТСО
Третий этап развития стандартизации в области ТСО, структура которого представлена на рисунке 3, ознаменован вступлением в действие федерального закона от 27.12.2002 № 184-Ф3 «О техническом регулировании». Принятие данного закона положило начало реорганизации системы стандартизации, которая необходима была для вступления России в ВТО и устранения технических барьеров в торговле.
Статьей 12 № 184-ФЗ одним из принципов стандартизации определено применение международного стандарта в качестве основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо если Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения.
В то время как с июня 2001 по 2008 год работа в IEC TC 79 была приостановлена, в ТК 234, напротив, проводится работа по формированию национальной системы стандартизации в данной области для защиты интересов отечественного производителя в условиях ВТО и создания собственной конкурентоспособной продукции на мировом рынке.
В этот период разрабатывается ряд национальных стандартов ГОСТ Р, являющихся первичными разработками в отсутствии международных аналогов:
ГОСТ Р 52435-2005 Технические средства охранной сигнализации. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний.
ГОСТ Р 52436-2005 Приборы прием-но-контрольные охранной и охранно-пожарной сигнализации. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний.
ГОСТ Р 52551-2006 Системы охраны и безопасности. Термины и определения.
ГОСТ Р 52650-2006 Извещатели охранные комбинированные радиоволновые с пассивными инфракрасными для закрытых помещений. Общие технические требования и методы испытаний.
ГОСТ Р 52651-2006 Извещатели охранные линейные радиоволновые для периметров. Общие технические требования и методы испытаний.
ГОСТ Р 52933-2008 Извещатели охранные поверхностные емкостные для помещений. Общие технические требования и методы испытаний.
ГОСТ Р 53702-2009 Извещатели охранные поверхностные вибрационные для блокировки строительных конструкций закрытых помещений и сейфов. Общие технические требования и методы испытаний.
ГОСТ Р 53703-2009 Системы мониторинга и охраны автотранспортных средств. Общие технические требования и методы испытаний.
ГОСТ Р 53560-2009 Системы тревожной сигнализации. Источники электропитания. Общие технические требования и методы испытаний.
Исключением является гармонизированный с соответствующим международным аналогом национальный стандарт ГОСТ Р 52434-2005 (МЭК 60839-2-3:1987) «Извещатели охранные оптико-электронные активные. Общие технические требования и методы испытаний». Был разработан и ряд других стандартов, а также две редакции ГОСТ Р 51558 на средства и системы охранные телевизионные с учетом требований британского стандарта BS EN 50132-7:1996 «Системы тревожной сигнализации. Замкнутые телевизионные системы наблюдения CCTV для использования в целях обеспечения безопасности. Часть 7. Руководство по применению».
В этот период начинается работа, направленная на актуализацию фонда действующих стандартов в области ТСО, вносятся изменения в ГОСТ 26342 и ГОСТ Р 50775, разрабатываются новые редакции ГОСТ Р 51241 и ГОСТ Р 51558. Кроме того, налаживается взаимодействие с другими, близкими по области деятельности техническими комитетами по стандартизации ТК 391 «Средства физической защиты и материалы их изготовления» и ТК 439 «Средства автоматизации и системы управления».
И, наконец, выделим четвертый этап, соответствующий текущему периоду, который поставил новые задачи по развитию стандартизации в области ТСО.
В 2009 году в IEC TC 79 поднимается вопрос о пересмотре действующих международных стандартов серии IEC 60839, на базе которых разработаны и действуют национальные российские стандарты.
ТК 234 своевременно включается в эту работу, организовав участие экспертов ведущих российских компаний по безопасности в разработке проектов международных стандартов. Такой мониторинг требований, закладываемых в проекты международных стандартов, в соответствии со статьей 12 № 184-ФЗ дал право России отказаться от международных аналогов и разработать исключительно свои национальные стандарты. Обоснованием национальной позиции стал тот факт, что на всех стадиях рассмотрения рабочих документов в IEC TC 79 российский ТК 234 голосовал «против» в случаях, когда требования проектов международных стандартов оказывались значительно ниже требований национальных стандартов в области ТСО.
О таких стандартах ГОСТ Р уже шел разговор на страницах журнала «Алгоритм безопасности»: № 1, № 3 (2011), № 3 (2012).
В таблице 2 приведены национальные стандарты ГОСТ Р, разработанные и введенные в действие ТК 234 на текущем этапе развития стандартизации в области ТСО с учетом международных аналогов.
Табл. 2. Соотношение ГОСТ Р (ГОСТ) к международным аналогам в соответствии с ГОСТ Р 1.7
Номер стандарта |
Отношение ГОСТ Р (ГОСТ) к IEC по ГОСТ Р 1.7-2014 |
Международный аналог стандарт IEC |
ГОСТ Р 54455-2011 (МЭК 62599-1:2010) Системы охранной сигнализации. Методы испытаний на устойчивость к внешним воздействующим факторам, - модифицированный по отношению к международному стандарту МЭК 62599-1:2010. Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Методы испытаний на воздействие окружающей среды |
Модифицирован |
МЭК 62599-1:2010 Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Методы испытаний на воздействие окружающей среды |
ГОСТ Р 54832-2011 Извещатели охранные точечные магнитоконтактные. Общие технические требования и методы испытаний |
Неэквивалентный стандарт |
МЭК 62642-2-6:2010 Системы тревожной сигнализации. Системы охранной сигнализации. Из-вещатели магнитоконтактные |
ГОСТ Р 50659-2012 Извещатели радиоволновые доплеровские для закрытых помещений и открытых площадок. Общие технические требования и методы испытаний (взамен ГОСТ Р 50659-94 (МЭК 60839-2-5:1990)) |
Неэквивалентный стандарт |
МЭК 62642-2-3:2010 Системы тревожной сигнализации. Системы охранной сигнализации. Часть 2-3: Извещатели обнаружения проникновения. Извещатели радиоволновые |
ГОСТ Р 55150-2012 Извещатели охранные комбинированные ультразвуковые с пассивными инфракрасными для закрытых помещений. Общие технические требования и методы испытаний |
Неэквивалентный стандарт |
МЭК 62642-2-5:2010 Системы тревожной сигнализации. Системы охранной сигнализации. Часть 2-5: Извещатели обнаружения проникновения. Извещатели комбинированные ультразвуковые с пассивными инфракрасными |
ГОСТ Р 50777-2014 Извещатели пассивные оптико-электронные для закрытых помещений и открытых площадок. Общие технические требования и методы испытаний (взамен ГОСТ Р 50777-95 (МЭК 60839-2-6:1990)). Введен в действие с 01.01.2016 |
Неэквивалентный стандарт |
МЭК 62642-2-2:2010 Системы тревожной сигнализации. Системы охранной сигнализации. Часть 2-2: Извещатели обнаружения проникновения. Пассивные инфракрасные извещатели |
ГОСТ Р 51558-2014 Средства и системы охранные телевизионные. Общие технические требования и методы испытаний (взамен ГОСТ Р 51558-2008). Введен в действие с 01.01.2016 |
Учет отдельных положений |
МЭК 62676-1-1:2014 Системы охранные телевизионные. Часть 1-1: Требования к системам |
ГОСТ Р 52435-2015 Технические средства охранной сигнализации. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний (взамен ГОСТ Р 52435-2005). Введен в действие с 01.05.2016 |
Заимствована классификация по климатическим условиям эксплуатации |
МЭК 62642-1:2010 Системы тревожной сигнализации. Системы охранной сигнализации. Часть 1: Требования к системам |
Кроме уже упомянутых в таблице 2 стандартов, с 1 января текущего года вступил в действие ГОСТ Р 56102.1-2014 «Системы централизованного наблюдения. Часть 1. Общие положения», открывший серию стандартов в этом направлении. Следующая часть, ГОСТ Р 56102.2-2015 «Системы централизованного наблюдения. Часть 2. Подсистема объектовая. Общие технические требования и методы испытаний» вступит в действие с 1 января 2018 года. И хочется рассчитывать на то, что в Программу национальной стандартизации по ТК 234 на 2017 год будет включена разработка первой редакции проекта ГОСТ Р 56102.3 «Системы централизованного наблюдения. Часть 3. Подсистема передачи информации. Общие технические требования и методы испытаний», проект будет разработан с учетом требований IEC 60839-5-1: 2014 «Системы тревожной сигнализации и электронные системы безопасности. Часть 5-1. Системы передачи извещений. Общие требования к системам» [6].
В текущем году ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России разработан и представлен на утверждение в Межгосударственный Совет по стандартизации, сертификации и метрологии проект межгосударственного стандарта ГОСТ «Извещатели охранные поверхностные звуковые для блокировки остекленных конструкций помещений. Общие технические требования и методы испытаний».
В связи с низким техническим уровнем международного аналога IEC 62642-2-71:2016 «Системы тревожной сигнализации. Системы охранной сигнализации. Часть 2-71: Охранные извещатели. Извещатели разбития стекла (акустические)», также устанавливающего требования к акустическим извещателям разрушения стекла, при разработке данного межгосударственного стандарта были использованы только некоторые его отдельные положения. В настоящем проекте межгосударственного стандарта впервые вводится классификация охранных поверхностных звуковых извещателей, установлены новые, более жесткие требования по ряду важнейших параметров извещателей, по сравнению с аналогичными требованиями ГОСТ Р 51186 и IEC 62642-2-71 [7].
При этом все установленные требования и методы контроля апробированы при проведении соответствующих испытаний. Введение в действие нового стандарта позволит обеспечить высокую надежность данных извещателей, их безопасность и совместимость с другими техническими средствами, функционирующими в составе систем охранной сигнализации, а также создаст условия для инновационного развития извещателей на основе новейших достижений науки, техники и технологий обеспечения безопасности.
Задачи, которые в настоящий период решает ТК 234, продиктованы в первую очередь социально-экономическим развитием государства в последние годы в условиях международных санкций и курса страны на импортозамещение. Концепция развития национальной системы стандартизации до 2020 года (далее - Концепция), принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2012 № 1724-р, отводит важную роль в реализации Стратегии долгосрочного социально-экономического развития России, обеспечивающей переход от экспортно-сырьевого к инновационному типу экономического роста, стандартизации. Комплексным межведомственным планом мероприятий по реализации Концепции, утвержденным Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И. И. Шуваловым 26.12.2012 (далее - План), в соответствии с п. 2.3 МВД России определено ответственным исполнителем по разработке стандартов по двум приоритетным направлениям: «технические средства и системы охранной сигнализации» и «технические средства противокриминальной защиты». Одним из условий выполнения указанного пункта является гармонизация с международными и региональными документами.
Оба направления входят в компетенцию ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России, исходя из чего был разработан «Перспективный план разработки стандартов ГОСТ и ГОСТ Р в рамках ТК 234».
В настоящее время разработка стандартов в рамках ТК 234 направлена на выполнение мероприятий, предусмотренных также п. 3.1 Плана реализации Концепции развития подразделений вневедомственной охраны МВД России, утвержденной Приказом МВД России от 18.03.2014 № 159.
Выполнение мероприятий, предусмотренных указанными директивными документами, предполагает разработку 29 стандартов ГОСТ и ГОСТ Р, а также актуализацию 15 стандартов, по результатам проведенного анализа всех действующих и разрабатываемых национальных, межгосударственных и международных стандартов в области ТСО. Интенсивное развитие науки, техники и информационных технологий, совершенствование и создание новых видов средств безопасности с учетом применения новых способов совершения преступлений против собственности требует оперативного обновления технических требований к ТСО, которые должны быть установлены в соответствующих нормативно-технических документах, в том числе и в стандартах.
При этом все разработанные в соответствии с Планами и уже введенные в действие стандарты по ТК 234 подготовлены с учетом мониторинга требований действующих публикаций и разрабатываемых проектов международных стандартов в рамках МЭК ТК 79.
На рисунке 4 представлены стандарты, соответствующие четвертому этапу развития стандартизации в области ТСО.
Рис. 4. Четвертый этап развития стандартизации в области ТСО
На рисунке 5 графически представлена динамика разработки национальных и межгосударственных стандартов ГОСТ и ГОСТ Р в соответствии с этапами развития стандартизации в области ТСО.
Рис. 5. Динамика разработки национальных и межгосударственных стандартов ГОСТ и ГОСТ Р в соответствии с этапами развития стандартизации в области ТСО
Сегодня функционирование ТК 234 осуществляется полностью в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.1-2013, по определению которого ТК - это форма сотрудничества заинтересованных организаций, органов власти и физических лиц при проведении работ по национальной, межгосударственной и международной стандартизации в определенной сфере деятельности. Деятельность ТК 234 осуществляется также в соответствии с федеральным законом от 29.06.2015 ФЗ-162 «О стандартизации в Российской Федерации».
За годы функционирования ТК 234 создана система взаимоувязанных стандартов, которая включает более 50 действующих документов ГОСТ и ГОСТ Р. Наличие такой системы послужило препятствием для широкого проникновения на отечественный рынок некачественных средств безопасности зарубежного производства, что позволило сохранить высокий уровень надежности охраны объектов и, одновременно, поддержать отечественного производителя ТСО.
ТК 234 - это единственный технический комитет по стандартизации, вся деятельность которого направлена на совершенствование нормативной базы для изделий, предназначенных для обеспечения противокриминальной защиты объектов.
Разработка национальных и межгосударственных стандартов, которая проводится в соответствии с мероприятиями, предусмотренными Планом, осуществляется с учетом требований действующих стандартов Европы (EN) и международных аналогов МЭК. Такая работа приобретает особое значение в наши дни, когда остро стоит проблема импортозамещения и вопрос обеспечения качества национальной продукции должен прорабатываться одновременно с мониторингом соответствующих международных аналогов.
Эксперты ТК 234 в МЭК ТК 79 участвуют в формировании фонда русскоязычных версий публикаций, которые официально размещают на сайте МЭК по закрепленной тематике. Вполне очевидно, что грамотные и точные переводы могут сделать только специалисты, работающие в соответствующей области.
Взаимодействие Росстандарта с МВД России в данном направлении служит гарантом высокого научного уровня, качества разрабатываемых документов по стандартизации, залогом столь плодотворного функционирования технического комитета. Сегодня вневедомственная охрана, координируя работу ТК 234, руководит уникальной структурой, объединившей представителей различных министерств и ведомств, ведущих научно-исследовательских организаций страны, частных компаний, производителей технических средств безопасности (в состав ТК 234 входят около 50 организаций).
Такая консолидация всех заинтересованных сторон в вопросах разработки стандартов в области безопасности является безусловной демонстрацией важности решаемых в этой области задач и обеспечивает их успешное решение.
1. Шолкин В. «Стандартизация-инжиниринг» - инновационный путь развития // Стандарты и качество. М.: ООО «РИА «Стандарты и качество», 2014. № 1 (918). С. 28-31.
2. Об управлении. История. М.: ФГКУ «УВО ГУ МВД РФ по г. Москве» -http://www.uvo.ru/contents.php?id=146.
3. Федюкин В. К. Основы квалиметрии: Управление качеством продукции / Учеб. пособ. М., 2004.
4. Аристов О. В. Управление качеством / Учебник для студентов вузов. М., 2004.
5. Зайцев А. Г., Самышкина Е. В. Стандартизация, как инструмент национальной безопасности // Алгоритм безопасности. 2014. № 3.
6. Зайцев А. Г., Членов А. Н., Самышкина Е. В. Роль стандартизации в аспекте обеспечения безопасности объектов и имущества//Алгоритм безопасности. 2015. № 2.
7. Козьминых С. И., Палей С. М., Самышкина Е. В. Охрана и безопасность // Англо-русский словарь. М., 2003. C. 182.
Информация и фото с https://algoritm.org/arch/arch.php?id=83&a=2015