Безопасность и маркетинг в одном флаконе: как «умные» инструменты анализа видео решают маркетинговые задачи в розничной торговле

Безопасность и маркетинг в одном флаконе: как «умные» инструменты анализа видео решают маркетинговые задачи в розничной торговле
А. Баранов, директор департамента маркетинга и продаж ITV | AxxonSoft


Потери в торговых сетях бывают вызваны различными причинами. Основные из них - кражи и мошенничество со стороны покупателей и сотрудников магазинов, мошенничество поставщиков и административные ошибки. Для борьбы с потерями такого типа уже и разработаны, и успешно применяются интегрированные системы безопасности, позволяющие синхронизировать видеозапись от направленной на кассу камеры с данными кассового терминала. Причем эта система максимально эффективна в том случае, если она «умеет» получать от терминала не только текстовые данные чеков, но и информацию, которая не входит в чек, - это позволит выявить намного больше случаев недобросовестной работы кассиров.

Но потери в рознице бывают вызваны не только случаями злоупотреблений, халатностью и ошибками младшего торгового персонала. Огромную роль здесь играют и неэффективные маркетинговые шаги, которые, в свою очередь, обусловлены отсутствием, недостаточностью или неактуальностью информации у специалистов, ответственных за маркетинговую стратегию в местах продаж (ассортимент, выкладку товаров, сервис и т.д.).

Может ли интегрированная система безопасности помочь решить такую, казалось бы, «далекую» от целей обеспечения защиты объекта задачу?


Не секрет, что от эффективности системы безопасности и учета зависит в ритейле очень многое. Не меньшую роль играет в успехе розничной торговой точки и сбалансированная маркетинговая стратегия, основанная на достоверной информации о работе магазина. Поэтому торговая точка, особенно крупная и сетевая, нуждается в гибком решении с богатой палитрой возможностей - в первую очередь в области интеллектуального анализа видео. Инструменты видеоаналитики могут быть заложены в программный комплекс, на котором строится система безопасности, а могут быть реализованы (с обязательной интеграцией в ПО) на видеокамерах, осуществляющих видеофиксацию происходящего на объекте.

Грамотное и гибкое решение поможет наладить охрану, максимально предотвратить убытки, случаи мошенничества и краж, и, что очень важно, разработать инструменты увеличения продаж по результатам данных, собранных с помощью такой системы.

Таким образом, современный комплекс безопасности, предназначенный специально для объектов розничной торговли, должен быть способен решать следующие задачи:

- эффективный контроль кассовых транзакций;
- контроль загрузки касс;
- видеонаблюдение с эффективным анализом;
- управление очередью;
- подсчет посетителей;
- контроль потока посетителей с помощью тепловых карт.

Именно последние три опции обеспечивают решение таких маркетинговых задач розничной торговой точки, как:

- эффективный менеджмент товарных запасов;
- качественный сервис благодаря правильному распределению нагрузки на персонал;
- оптимизация пространства магазина. Реализуются они с помощью специальных инструментов в составе интегрированной программной платформы, на которой построена система безопасности. Данные инструменты представляют собой группу детекторов, предназначенных специально для торговой аналитики.

Отдельно отметим, что в системе используется фактически две базы данных. В одной из них хранятся данные от детекторов и кассовых аппаратов, а другая представляет собой архив видео. Однако при формировании отчетов (или web-отчетов) обе базы могут «увязываться» - для какого-либо события кассы можно вывести соответствующий этому событию фрагмент видеоархива.

Для маркетинговых задач возможны различные варианты использования информации из видеоархива. Прежде всего -это мгновенные уведомления (например, о критическом увеличении количества человек в очереди и т.п.). Далее по оперативной значимости идут поисковые запросы (например, «цена покупки превышает 1000 рублей» и т.п.). И, конечно, административные функции: построение отчетов (таблицы, графики) на основе накопленных данных за определенный период по интересующим объектам и автоматическая (например, еженедельная) отправка на почту отчетов из предыдущего пункта. Оператор может получать как результат по уже заложенному в систему запросу, так и формировать свои запросы.

Опишем подробнее функции инструментов, предназначенных для торговой аналитики, - их возможности и преимущества в зависимости от особенностей решаемых задач.

ДЕТЕКТОР ДЛИНЫ ОЧЕРЕДИ

Детектор длины очереди предназначен для оценки загруженности точек обслуживания клиентов, в том числе и в первую очередь - в торговых точках.

Обладая информацией о размерах очередей, руководство магазина может принимать решения относительно оптимизации графика работы персонала; перепланировки помещений; увеличении или уменьшении количества точек обслуживания в торговом пространстве.

Детектор подсчитывает количество стоящих в очереди людей по видеоизображению, поступающему от направленной на зону образования очереди камеры.

Он учитывает людей, остающихся в выбранной области в течение определенного времени, то есть тех, кто действительно стоит в очереди. И не учитывает людей, останавливающихся на короткое время, например, взглянуть на ценник или что-то уточнить у кассира. Детектор корректно обрабатывает ситуацию, когда стоящий в очереди человек немного перемещается, например, переминается с ноги на ногу.

Итак, детектора подсчета очереди умеет:

- определять, сколько человек находится в очереди, через конкретные промежутки времени;
- вести запись количества человек в очереди в базу данных;
- применять эти данные при построении отчетов по длине очереди наблюдаемой территории.

Важно, что детектор при правильной настройке способен вести подсчет с точностью до нескольких человек.

ДЕТЕКТОР «ГОРЯЧИХ/ ХОЛОДНЫХ» ЗОН МАГАЗИНА

Эта опция системы безопасности заслуживает особого внимания. Благодаря ей зоны магазина, которые собирают больше всего посетителей, маркируются как «теплые» и выводятся на монитор с соответствующей подсветкой. Это позволяет выявлять наиболее привлекательные для покупателей товары и осуществлять эффективный менеджмент товарных запасов. Данный инструмент незаменим для крупных розничных сетей с их огромным ассортиментом, грамотно управлять которым, настраивать грамотную логистику и эффективный мерчандайзинг - чрезвычайно сложно.

Итак, детектор «горячих/холодных» зон магазина предназначен для определения мест остановок и оценки времени задержек посетителей в интересующих областях (промостойки, витрины, места размещения товаров, рекламы и т.п.). Информация о местах и времени задержек посетителей (для изучения товара, рекламных материалов и т.п.).

Обладая информацией о задержках посетителей магазина, можно:

- оценить эффективность рекламы, про-мо-акций и товарной выкладки;
- определить наиболее привлекательные товары и точки, в которых выгоднее всего располагать товар;
- выявить проблемные зоны торговой точки, которой посетители интересуются мало или не интересуются вовсе.

Как же работает детектор «горячих/холодных» зон магазина? На поступающем видеоизображении детектором определяются точки, где останавливались посетители, а также продолжительность их задержек в этих точках. Отношение суммарной длительности остановок в интересующей точке ко всему периоду наблюдения отражает такой показатель, как активность посетителей в данной точке.

Независимо от количества установленных камер, алгоритм на каждой из них работает самостоятельно. На поступающем видеоизображении детектором определяются точки, где останавливались посетители, а также продолжительность их задержек. Отношение суммарной длительности остановок в интересующей точке ко всему периоду наблюдения отражает активность посетителей в данной точке. С периодичностью 15 мин алгоритм генерирует блоки данных с информацией о задержках по всей области видеонаблюдения и по отдельным зонам. Эти данные передаются в БД для хранения, откуда они считываются каждый раз при построении отчетов.

Рис. 1. Пример интерфейса «горячих/холодных» зон

 Рис. 1. Пример интерфейса «горячих/холодных» зонИнформация об активности посетителей по всей области видеонаблюдения используется для построения в специальной подсистеме web-отчета «Карта «горячих/холодных» зон магазина», позволяет быстро качественно сравнить активность посетителей в разных точках наблюдаемой территории. Чтобы проследить за изменением активности посетителей с течением времени и количественно оценить активность в разных частях области видеонаблюдения, в настройках детектора предусмотрено задание отдельных зон наблюдения и выдача информации для отчетов только по ним. Полученные таким образом данные по конкретным зонам используются для построения в специальной подсистеме web-отчета «Статистика активности посетителей в зонах магазина».

Таким образом, воспользовавшись детектором обнаружения «горячих» и «холодных» зон, ритейлер сможет принимать обоснованные и оперативные решений в области маркетинга и мерчандайзинга, получая достоверные сведения от системы видеонаблюдения. Отметим при этом, что для получения исходных данных могут быть использованы уже установленные в магазине камеры.

Применение данного инструмента позволит значительно повысить эффективность использования торгового пространства.

ДЕТЕКТОР ПОДСЧЕТА ПОСЕТИТЕЛЕЙ

Детектор подсчета посетителей предназначен для подсчета входящих и выходящих людей - на объекте или в рамках выделенной наблюдаемой зоны. Это позволяет получать информацию о количестве посетителей магазинов, торговых центров, а также отдельных зон магазинов и торговых центров.

Обладая этой информацией, можно оценить: общую эффективность работы магазина; эффективность маркетинговых акций; загруженность торговых площадей; а также улучшить сервис путем регулирования рабочих графиков персонала в соответствии с данными о посещаемости.

Отдельное преимущество такой инструмент дает арендодателям торговых площадей (в том числе торговых центров), поскольку с его помощью они могут: оценить популярность и спрогнозировать развитие торгового центра или конкретной торговой точки; оценить привлекательность отдельных магазинов в торговом центре и скорректировать арендные ставки; также детектор может использоваться как вспомогательный инструмент для определения наиболее популярных у покупателей зон/отделов магазина.

По видеоизображению детектор подсчитывает количество людей, перешедших из одной заданной зоны в другую и обратно, и учитывает каждое перемещение объекта, соответствующего заданным размерам, в любом направлении. В зависимости от направления перемещения считается, что человек вошел или вышел. Детектор корректно обрабатывает ситуации одновременного перемещения нескольких людей в разных направлениях.

Детектор подсчета посетителей умеет:

- подсчитывать события входа/выхода посетителей наблюдаемого объекта; записывать события о входе и выходе посетителей наблюдаемого объекта в базу данных;
- использовать эти данные при построении отчетов по количеству посетителей наблюдаемой территории;
- получать информацию о количестве посетителей в реальном времени. Каковы же преимущества применения детекторов подсчета посетителей в торговой точке, и в чем их отличие от аппаратных датчиков, предназначенных для получения информации такого рода?

В отличие от аппаратных датчиков, детектор корректно обрабатывает ситуации прохода нескольких людей в ряд, а также одновременного перемещения нескольких людей в разных направлениях. Таким образом, точность подсчета количества посетителей при соблюдении рекомендаций к установке камер и качеству изображения составляет 97%.

А значит, ритейлер получает практически 100%-достоверную информацию, на которую он может полностью положиться, планируя меры по оптимизации работы своего предприятия.

ТРЕБОВАНИЯ К ВИДЕООБОРУДОВАНИЮ, ЧИСЛО И РАСПОЛОЖЕНИЕ КАМЕР

В целом, если в торговой точке уже установлены видеокамеры при внедрении системы безопасности, предназначенной специально для розничной торговли, можно оставить «все как есть» -система будет работать эффективно. Специальных требований, которые нужно безоговорочно соблюдать, нет. Однако для максимально корректной работы детекторов подсчета посетителей и длины очереди, желательно соблюдать следующие требования:

ТРЕБОВАНИЯ К ВИДЕОКАМЕРАМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЕКТОРОМ ДЛИНЫ ОЧЕРЕДИ

Оптимальное разрешение камер -720х576 (CIF4), допускается использование 3б0х288 (CIF1); изображения большего размера ужимаются до CIF4. Число кадров в секунду должно быть не меньше 6.

Наилучшая работа детекторов достигается при умеренной освещенности, в условиях недостаточной (ночь) или избыточной (засветка) освещенности качество работы алгоритма может падать. Резкие изменения освещенности могут приводить к кратковременной некорректной работе аналитики. При этом аналитика может работать как с серым изображением, так и с цветным.

Минимальный размер поля зрения камеры - 3х3 м (бхб человек), оптимальный -4х4 м (8х8 человек), максимальный - 8х8 м (1бх1б человек). Изображение от камеры должно быть четким, без явных дефектов от алгоритма сжатия.

Аналитика может некорректно работать на отражающих поверхностях и при наличии резких теней от движущихся объектов, а также при наличии в поле зрения камеры периодических движений фоновых объектов (деревья, работающий телевизор и т.п.).

ТРЕБОВАНИЯ К ВИДЕОКАМЕРАМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЕКТОРОМ ПОДСЧЕТА ПОСЕТИТЕЛЕЙ

Оптимальное разрешение камер -720х576 (CIF4), допускается использование 3б0х288 (CIF1). Увеличение разрешения свыше CIF4 не повышает качество работы алгоритма распознавания. Число кадров в секунду - 25.

Наилучшая работа детекторов достигается при умеренной освещенности. В условиях недостаточной (ночь) или избыточной (засветка) освещенности качество работы алгоритма может падать. Резкие изменения освещенности могут приводить к кратковременной некорректной работе аналитики. Изображение от камеры должно быть четким, без явных дефектов от алгоритма сжатия. Обязательно использование цветной видеокамеры.

Минимальный размер поля зрения камеры - 2х2 м, оптимальный - 4х4 м.

В области подсчета не учитываются движущиеся предметы за исключением людей.

Аналитика может некорректно работать на отражающих поверхностях и при наличии резких теней от движущихся объектов, а также при наличии в поле зрения камеры периодических движений фоновых объектов (деревья, работающий телевизор и т.п.).

Что же касается количества и расположения камер, то в типовом решении применяется, как правило, следующая схема:

- Одна (или более - в зависимости от размера торговой точки) обзорная камера - для наблюдения онлайн, а также для распознавания лиц входящих людей с тем, чтобы потом система сверила их изображения с фотоархивом.
- По камере на каждой кассе для контроля кассовых транзакций.
- Одна (или более) обзорная камера на площади, где происходит разгрузка товара.
- Одна камера у служебного входа, чтобы контролировать действия персонала.
- Одна камера внутри здания - в районе перехода из служебных помещений в торговый зал.

Суммируя вышесказанное, отметим, что включение в современную систему безопасности розничной торговой точки инструментов анализа видео, предназначенных для решения маркетинговых задач, - это перспективная тенденция, диктующая направление деятельности разработчиков. Следствием применения подобных инструментов вкупе со всесторонним контролем кассовых транзакций, видеонаблюдением и возможностью оперативной работы с видеоархивом станет увеличение продаж и повышение прибыли - залог успеха работы магазина.