К вопросу о нормативах по противопожарной защите современных объектов культуры

Н. Хазова

генеральный директор ГК «Пожтехника»

Мировая тенденция разви-тия музеев и библиотек как универсальных и многофункциональных центров культурного общения требует, помимо всего прочего, и обеспечения их системами пожарной безопасности высочайшего уровня. Создавая такие системы для памятников архитектуры различных периодов, объектов культуры с массовым присутствием людей, специалисты должны учитывать множество различных факторов и, прежде всего, специфику, связанную с уникальностью практически каждого такого объекта.

Невозможно представить современные объекты Музея мирового значения, спроектированные, построенные и эксплуатируемые без учета международных норм. К их минимальному перечню, который должен использоваться при реконструкции и строительстве, относятся нормы Международной организации по стандартизации (ИСО): ИСО ТК 92 «Пожарная безопасность» для выбора и применения технологий пожаротушения -ИСО ТК 21 «Оборудование для защиты от пожара и тушения пожара». В Руководстве ИСО МЭК 51:1990 «Аспекты безопасности. Руководящие указания» отмечается: «Функциональная безопасность системы не может быть определена без ее рассмотрения как единого целого со средой, с которой она взаимодействует». Это положение ИСО является ключевым при решении задач безопасного сохранения музейных коллекций, интерьеров, конструкций и сооружений музейного оборудования.

В США, где вопросы защиты объектов исторического и культурного значения проработаны наиболее глубоко, Национальная Ассоциация Противопожарной Защиты разработала и продолжает постоянно актуализировать стандарт NFPA 909, в котором достаточно четко прописаны процедуры по обеспечению защиты объектов культуры, музейных коллекций, а также меры по обеспечению непрерывности нормального функционирования учреждений культуры - через систему комплексной оценки рисков и целенаправленного планирования противопожарных мероприятий. С целью подготовки плана мероприятий по защите объекта стандарт NFPA 909 дает инструментарий для системного подхода к оценке потенциальных рисков, состояния объекта и его содержимого, квалификации персонала, состава посетителей. В частности, в Главе 5 содержатся формуляры по оценке различных угроз, рисков и узких мест. Глава 6 содержит инструментарий для разработки планов по ограничению ущерба, главы 7 и 8 содержат требования к элементам систем пожарной сигнализации и пожаротушения, в частности, формулируется необходимость оборудования музеев, библиотек, архивов, читальных и компьютерных залов системами газового пожаротушения и сплинклерными автоматическими установкам пожаротушения тонкораспыленной водой (ТРВ). Глава 10 определяет комплекс мероприятий по подготовке персонала к действиям по снижению пожарной опасности на объекте, а также методики постянной оценки степени подготовки персонала.

Для объектов исторического значения разработан отдельный стандарт - NFPA 914. Он определяет конкретные меры по снижению рисков возникновения пожаров при эксплуатации, ремонте и реставрации.

Четко прописанные стандарты не являются застывшим документом и периодически обновляются с учетом появления новых передовых технологий противопожарной защиты. Это обеспечивает защиту объектов культуры наиболее современными и эффективными средствами защиты.

В России основным документом, регулирующим обеспечение комплекса мер противопожарной защиты и музейного хранения, является Свод Правил Пожарной Безопасности (СП-5), общий для всех объектов в целом и не учитывающий отдельно специфику объектов культурного или исторического значения. А также единственный отраслевой норматив системы Минкультуры России -действующая Инструкция по учету и хранению музейных художественных ценностей в музеях СССР (М., МК СССР, 1984 г.), современный вариант которой - Единые правила организации, формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях, 2010 г.

В этом достаточно большом документе пожарной безопасности посвящен только параграф 39 (7 пунктов на 2-х страницах), где содержатся самые общие требования, например, «Пожарная сигнализация должна соответствовать техническим требованиям ГПС.

Музеи с общей площадью до 1000 кв. м оборудуются автоматической пожарной сигнализацией.

Музеи, общая площадь которых превышает 1000 кв. м, а также музеи-заповедники должны быть оборудованы установками автоматических систем пожаротушения.

В качестве агента в автоматических системах пожаротушения может применяться только безвредный для людей газ.

Использование в качестве агента порошка или воды допускается в музейных объектах и помещениях, где не осуществляется хранение музейных предметов и музейных коллекций».

Новшеством и прогрессом по сравнению с предыдущим документом 1984 года, несомненно, является требование применять «только безвредный для людей газ», но в целом в отличие от NFPA документ не дает никаких практических инструментов для специалиста по пожарной безопасности объектов культуры. Очевидна назревшая необходимость разработки качественного национального стандарта противопожарной безопасности объектов культурного и исторического значения, ведь национальный стандарт или норматив пожарной безопасности - это обязывающий документ музеев, театров, библиотек, исторических зданий. С появлением такого стандарта появятся обоснованные и четко прописанные основания на запрос и получение финансирования для создания современных систем пожарной безопасности. А при нынешнем состоянии нормативной базы получение такого целевого финансирования зависит целиком от личной инициативы руководителей того или иного объекта культуры. При этом у абсолютного большинства российских музеев из систем безопасности имеются лишь давно устаревшие морально и физически пожарные сигнализации, зачастую в нерабочем состоянии. Про системы автоматического и тем более газового пожаротушения и говорить не приходится -их могут сегодня себе позволить лишь ведущие музеи России: Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Третьяковская галерея. У этих музеев есть высокопрофессиональная структура по обеспечению пожарной безопасности с большим опытом и знанием современных технологий. Небольшие музеи, установившие безопасные и экологически чистые системы газового пожаротушения, смогли сделать это благодаря энергии, настойчивости и информированности их руководителей. К слову сказать, повышение уровня информированности музейного сообщества о передовых технологиях является, на мой взгляд, одной из важных задач специалистов из отрасли противопожарной защиты. Именно с этой целью наша компания ежегодно участвует в международной выставке Интермузей, проходящей в ЦДХ на Крымском валу в Москве, а также в работе ICOM - Международном Комитете Музеев при UNESCO. Только благодаря прямым контактам с музеями и специалистами, отвечающими за их безопасность, нам удается донести информацию и опыт применения наиболее современных и безопасных технологий в области пожарной сигнализации (например, аспирационные системы сверхраннего реагирования) или систем с применением экологически чистых и безопасных для людей и предметов хранения огнетушащих веществ, таких как ФК-5-1-12 (фторированные кетоны).

Прямое общение с представителями различных учреждений культуры дает нам обратную связь для лучшего понимания специфики требований по защите таких объектов, помогает обобщить подходы и получить возможность формировать типовые (насколько это возможно для таких сложных и разнообразных объектов) решения по их противопожарной защите.

С какими еще сложностями сталкиваются специалисты, приступая к проектированию систем ОПС и пожаротушения для объектов культуры, помимо отсутствия четко прописаных стандартов безопасности? Серьезная проблема - это отсутствие оцифрованных планировок залов и помещений. Планы БТИ в большинстве случаев существенно отличаются от того, что есть на самом деле. Если каждый новый проект будет выполняться в единой цифровой базе, то все выполненные проекты по всем системам можно будет создавать на едином совмещенном чертеже. Это позволит видеть весь комплекс инженерных решений в целом - от систем безопасности и жизнеобеспечения, поддержания комфортных условий до систем энерго- и ресурсообеспечения, взаимодействующих между собой в условиях внешних и внутренних факторов.

Обобщив требования директоров и главных хранителей музеев, которые те предъявляют к системе автоматического пожаротушения, можно вывести ключевые требования, которым они должны соответствовать прежде всего.

- Быстро и эффективно тушить возгорание.

- Быть безопасными для обслуживающего персонала и посетителей в случае несанкционированного выпуска огнетуша-щего вещества.

- Не оставлять следов на экспонатах как при штатном тушении, так и при несанкционированном выпуске.

- Иметь максимально долгий срок службы.

- Не требовать чрезмерных расходов на обслуживание и эксплуатацию. Следуя за мировой тенденцией, в нашей стране многие ведущие музеи и библиотеки все чаще выбирают системы с применением безопасных и экологически чистых веществ в качестве оптимального решения задачи автоматического пожаротушения. Назовем основные аргументы для такого выбора:

- Решение проблемы безопасности персонала и посетителей в случае ложного срабатывания системы газового пожаротушения (ложные срабатывания происходят в несколько раз чаще штатных в силу целого ряда человеческих и природных факторов). В большинстве установок газового пожаротушения, применявшихся десятилетиями для защиты фондохранилищ и архивов, в качестве огнетушащего вещества используется углекислота - газ, смертельно опасный даже в малых концентрациях. Да и более «современные» установки с применением хладонов также не вполне обеспечивают безопасность персонала, поскольку нормативная огнетушащая концентрация хладонов для помещений фондохранилищ и архивов превышает пределы безопасного использования для персонала.

- Многие музеи владеют системами газового тушения, давно вышедшими из строя и требующими переосвидетельствования либо замены. Мы нередко сталкиваемся с невозможностью восстановления систем - в силу целого ряда причин. В их ряду и отсутствие производителей оборудования, исчезнувших с рынка много лет назад, и нежелание руководства музеев менять старую небезопасную систему на такую же небезопасную, но в более современном исполнении. Причина нежелания кроется в том, что музеи вынуждены искать источники финансирования для закупки более современных и безопасных АУП. Заказчик далеко не всегда осведомлен, что при замене старых систем на хладонах есть возможность сохранить основную часть имеющейся трубной разводки, переделав соответствующим образом гидравлический расчет системы, и при замене установки сократить площадь, занимаемую огнегасительной станцией, почти на 30%. Современное решение позволит сэкономить значительные средства без ущерба качеству и безопасности.

- При обследовании многих крупных музеев нашими специалистами были решены задачи сохранения архитектурной целостности помещений при создании систем автоматического газового пожаротушения. Особенности систем с применением современных чистых газов, типа фторированных кетонов, позволяют при минимальной трубной разводке иметь и наименьшее количество насадок - за счет значительно большего радиуса покрытия.

- Объемно-пространственные решения в современном музее и библиотеке учитывают возможность передвижных выставок в залах, отдельных зонах показа редких книг и т.п. Для таких решений проектировщики сочетают аспирацион-ные датчики с дополнительными функциями многолучевых датчиков защиты пространства.

- Современные установки с чистыми газами комплектуются линейкой модулей с рабочим давлением 25 и 42 бар - для модульных систем ГПТ и огнегаситель-ных станций соответственно. Для сравнения, установки высокого (до 300 бар) давления с инертными газами (аргон, инерген, азот) требуют гораздо большего количества модулей (баллонов) и больших площадей под их установку. Расчетная огнетушащая концентрация (с учетом повышающих коэффициентов для архивов и фондохранилищ) также выходит за рамки безопасного применения для людей. Установки, принцип действия которых связан с понижением концентрации кислорода в помещении, имеют серьезные ограничения по требованиям к состоянию здоровья обслуживающего персонала. Кроме того, не проводилось никаких исследований того, что будет происходить с предметами хранения после длительного нахождения в искусственной среде.

- Фторированные кетоны комбинируют эффективное тушение и безопасность как для людей, так и для защищаемых предметов искусства. При этом установки компактны и просты в обслуживании, гарантийный срок службы вещества -более 30 лет. Владение такой установкой существенно экономит издержки на всем сроке обслуживания, так как ГОТВ не требует регулярной регенерации, как хла-доны (раз в пять-десять лет). Получая информацию о новом безопасном и эффективном решении для противопожарной защиты, все больше музеев, библиотек и архивов в России выбирают установки с безопасным газовым огне-тушащим веществом. Выбор всегда должен учитывать множество факторов и комплексно решать задачу пожарной безопасности всего объекта.

Источник: "Алгоритм Безопасности" № 4, 2012 год.