МОЛОДОЕ ЗРЕНИЕ - СТАРИННОМУ ОСОБНЯКУ
Особняк прима-балерины Мариинского театра Матильды Феликсовны Кшесинской построен в Санкт-Петербурге в 1906 году. Здание привлекает свободной асимметричной композицией и формовым разнообразием. Его звенья имеют разную высоту, а оконные проемы в точности повторяют контуры планировки внутри помещений. Располагающий уют добавляет угловая круглая бесед-ка-пергола и ограда особняка. Участок, который выдающаяся балерина выбрала для строительства, находится на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы (ул. Куйбышева). Особняк имеет две анфилады помещений, зимний сад, а также комнаты хозяйственного предназначения. Советские годы превратили особняк в Музей Революции, а в наше время там находится Государственный музей политической истории России. В данный момент к музею присоединено два соседних здания. Внушительные экспозиции музея охватывают значительный исторический период, который берет свои истоки с конца XVIII века и продолжается вплоть до сегодняшних дней. Музей - не режимное предприятие с тотальным досмотром. Но ценность экспонатов диктует необходимость контроля. Сегодня мы остановимся на основных принципах выбора и проектирования системы видеонаблюдения для музея на примере этого уникального объекта. Как совместить повышенные требования к безопасности, архитектурные особенности здания, ограниченный бюджет и получить оптимальную систему, пригодную к трансформации и расширению? Рассказать об этом нам помогли начальник службы безопасности Государственного музея политической истории России Александр Петрович Шутько и технический директор ООО «Технология Систем Безопасности», проектировщик и инсталлятор системы безопасности для музея, Александр Сергеевич Рачеев.
Фото С. Спиридонова
В сентябре 2009 года началась реализация проекта модерни-зации системы безопасности Государственного музея политической истории России, и уже с 2010 года вся охрана музея перешла в руки собственной службы безопасности музея. Конечно, и до этого времени музей охранялся. Но система безопасности состояла из разрозненных и достаточно слабых подсистем. А самое главное: не было централизованного алгоритма организации охраны, а следовательно, и перед системой безопасности не стояло четкой задачи. Процесс модернизации в большей степени затронул систему видеонаблюдения. До этого она сводилась только к 16 видеокамерам для наблюдения за периметром. А все остальное - «живое видео» посредством глаз музейных смотрителей.
Музей политической истории России располагается в центре города, в непосредственной близости к оживленным улицам. Невооруженным глазом видно: музей имеет сложный, извилистый периметр, три въезда и множество входов. Территория музея примыкает к другим зданиям, и часть периметра составляют крыши «соседей». Слабые места злоумышленник найдет всегда. Задача службы безопасности -найти «опасные места» и отразить их в техническом задании проектировщика. Прежде всего были определены и оснащены видеокамерами наиболее доступные для проникновения места вдоль ограды. Далее мы оснастили купольными камерами зоны возможного проникновения с соседних крыш. Отдельным блоком выделена система, обеспечивающая въезды и входы музея, в которую включены наружные и внутренние видеокамеры, отдельные по каждой точке доступа. Если говорить о технических характеристиках камер, то мы предпочли универсальное решение. Все камеры для наблюдения за периметром однотипные - это дает возможность быстро заменять камеры в случае поломки, дает большие плюсы при наладке и модернизации системы. Конечно, идеально работать с одним производителем, но это не проблема - у других производителей есть идентичные камеры. Различия будут заметны на уровне восприятия - цвет, яркость, насыщенность. К примеру, японские производители камер любят более яркие цвета, европейские производители - приглушенные. И при желании это можно выровнять более детальными настройками камер или самой системы видеонаблюдения. Заметных различий в работе видеоаналитики и управлении видеокамерами не наблюдалось, поскольку подбирались идентичные камеры разных производителей, но одного уровня.
При выборе ценовой категории разумно руководствоваться принципом необходимости и достаточности. Поскольку бюджет ограничен, то мы предпочли большее количество камер, и, следовательно, большее количество точек контроля. Для более детального рассмотрения объекта, при необходимости, у нас на периметре дополнительно установлены управляемые камеры, при срабатывании детектора движения оператор обращает внимание на объект. Для идентификации человека можно направить управляемую камеру и в реальном времени посмотреть, что происходит. Управляемые камеры устроены так, чтобы видеть весь периметр. Для музея, расположенного в черте города, это особенно актуально. Не все однозначно и с зоной входа/въезда. Возможно использовать те же видеокамеры, что и вдоль ограждения, но они должны быть настроены индивидуально, подобран объектив, учтены особенности освещения. Использовать на вход/въезд те же камеры, которые настроены на периметр, не рекомендуется, поскольку деталировку не увидеть. Например, вы сможете различить цвет машины, но не ее номер. Наружные камеры, контролирующие подход к двери, и внутренние, смотрящие на уже вошедшего человека, - это обязательно две камеры. Если нужно видеть и въезд, и общий вид - это тоже однозначно две камеры. Одна управляемая камера не спасает положения - повернулась она в одну сторону, другую вы уже не видите.
Потребности по наблюдению за наружным периметром решены установкой камер с зонированным детектором движения. Как только в заданной зоне, например, вдоль ограды или при входе/въезде происходит движение, осуществляется запись в архив и, при необходимости, вывод изображения с камеры на пульты охраны. Это заложено стандартно уже во всех системах и имеет подтвержденную эффективность.
Что касается видеонаблюдения в залах, то вопрос также упирается в бюджет. Над каждым экспонатом видеокамеру не поставишь. В проекте мы заложили видеонаблюдение с нескольких точек во всех залах, в надежде на дальнейшее расширение системы. На сегодняшний день под наблюдением все залы. Сколько камер, каких и как задать алгоритм их работы решается очень индивидуально. Прежде всего, в зависимости от ценности экспонатов и интерьеров.
Большинство задач решает купольная камера, управляемая автоматически или оператором. Стационарная камера смотрит на вход в зал, купольная установлена по центру. У каждой камеры свои задачи, каждая важна по-своему.
В нескольких наших залах установлены и камера общего вида, и управляемая. Увидел оператор - что-то происходит возле витрины, направил, посмотрел. При желании или необходимости управляемая камера может быть подрегулирована под стационарную. Например, временная выставка, для удобства мы не станем перевешивать камеры. Проще изменить функции камеры: из управляемой - в стационарную. В одном из залов располагается детский музей, где предполагаются групповые занятия с детьми. Задачи видеонаблюдения этого зала сводятся к контролю за общим порядком. Поэтому установлена одна обзорная камера общего вида. В другом зале, исходя из задач видеонаблюдения, установлены 3 купольные камеры. Все время вращаются, оператор может приблизить объект. На камеру можно записать любой алгоритм действий. А в музейном кафе меню можно посмотреть...
Самое главное в принципе расстановки и выбора камер - это согласование с работой сотрудников службы безопасности музейных залов. Именно они знают «слабые места», и возможность оперативного пресечения преступлений определяют они. Например, для обнаружения оставленных или пропавших вещей используется следующий алгоритм: стационарная камера постоянно направлена в заданную область. Система постоянно анализирует ситуацию и при изменении картинки подает сигнал на управляемую камеру, которая дает более детальное изображение. Если оператор и сотрудник СБ работают слаженно, то вероятность быстро принять меры достаточно высока. Впрочем, и для последующего «разбора полетов» эта информация незаменима. Также большое значение для пресечения преступлений имеет проработка маршрутов наблюдения. Это комплексная работа всех сотрудников службы безопасности. В музее продумана и осуществлена система отслеживания любого посетителя или сотрудника. Специфика планировки музея, разветвленная система выходов заставила нас поставить видеокамеры даже в служебных коридорах.
Наблюдение за служебными помещениями - тоже очень индивидуально. Нет необходимости, например, наблюдать за внутренними помещениями фондохранилища. Достаточно установки видеокамер на входе, видно, с чем сотрудник музея заходит, с чем выходит, этого достаточно. А вот помещение выдачи ключей под строжайшим наблюдением.
Система охранного видеонаблюдения на любом объекте, и особенно в небольшом музее с ограниченным штатом, приносит ряд полезных «бонусов». Например, однажды в зале забыли выключить свет, оператор, находясь на своем рабочем месте, у мониторов видеонаблюдения, заметил это, так что функции охраны немного расширяются. Можно определить, где находится нужный в данную минуту сотрудник. Можно вызвать дополнительный персонал, если неожиданно возник большой поток посетителей и необходима помощь в кассовом зале.
Но еще раз нужно подчеркнуть, что система видеонаблюдения - это только глаза службы безопасности. Необходим творческий подход и работа всех участников в одном направлении: главного инженера, ответственного по техническим коммуникациями, специалистов и всех сотрудников безопасности. Они должны вместе определить задачи, объединить усилия и работать в одном направлении. Так, чтобы за раз удовлетворить все потребности - и сегодняшние, и завтрашние. Люди, работающие в нашем музее, - это проверенные и подготовленные кадры. И каждого из них можно с уверенностью считать незаменимой частью охраны.
Система видеонаблюдения, реализованная сегодня в музее, возможно, не совершенна, но имеет одно важное достоинство - в ней заложены практически неограниченные возможности расширения. В перспективе дополнительного финансирования мы планируем расширение и усовершенствование системы.
Благодаря совместной работе СБ музея и генерального проектировщика проект обеспечил возможности для выполнения самых жестких требований безопасности. Прежде всего, должны быть согласованы все сетевые решения в соответствии с поэтажными планами, спроектированы прокладки кабелей, заложены свободные входы. Продуманы перспективные точки установки видеокамер (и других технических средств), и предусмотрено электроснабжение. Нельзя забывать о резервном электроснабжении. Это очень дорогая часть проекта, и правильнее заложить не только существующие точки питания, а как можно больше на перспективу. Очень интересно решен вопрос серверов. Для большинства музеев остро стоит вопрос как выделения специальных помещений, так и разводки кабельных трасс и электроснабжения. В результате принято решение расположить серверы по всему пространству. И в зависимости от решаемых задач можно менять и назначение серверных и их состав и проводить модернизацию поэтапно. Ввиду ограниченности бюджета мы приняли решение во многих местах «сэкономить» на управляемых камерах. Управляемые камеры гораздо дороже, и они всегда дополнительные к стационарным. Пока этот вопрос можно решить за счет точного расчета зоны наблюдения, но в дальнейшем мы вернемся к более универсальному методу за счет управляемых камер. Существенный вопрос - размер архива. Нужно найти золотую середину между глубиной архива и тем объемом и видом информации, которые вы планируете использовать. В нашем музее глубина архива 2 недели - это время новогодних праздников и, соответственно, отсутствия некоторых ответственных сотрудников. Внедрение все более совершенных детекторов позволяет нам «экономить место в архиве» и увеличивать количество камер. Сохранность самих данных в архиве обеспечивается организацией RAID-массива. Еще одним перспективным решением был выбор системы видеонаблюдения. Выбор между компьютерной системой или системой типа «Stand Alone». «Stand Alone» обычно дешевле, хотя есть и дорогие модели. Бытует мнение, что в этом случае наращивать систему проще - очередной миф. Если закончились входы, надо покупать очередной регистратор. В компьютерной системе уже заложено не только возможное расширение системы, но и добавление новых задач. Есть еще одна проблема. Согласование проекта иногда идет годами. И за это время «железо» чаще всего устаревает. Если же мы говорим о высокоинтеллектуальных компьютерных системах, то их модернизация всегда идет в ногу со временем.
Даже если вам кажется, что на систему безопасности выделены большие деньги -не обольщайтесь. Аппетит приходит во время еды1... Все задачи необходимо согласовать и продумать на далекую перспективу. И не забывать о самой главой цели - создание комплексной системы безопасности.
Материал подготовлен Ангелиной Долгополовой