Новая концепция современного домофона: от двух проводов до ip

Новая концепция современного домофона: от двух проводов до IP
К. Зеленицын


НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОМОФОНА: ОТ ДВУХ ПРОВОДОВ ДО IP

К. Зеленицын

руководитель представительства Comelit Group в РФ

ВВЕДЕНИЕ

Нам кажется, что мы знаем про домофоны все. Мы привыкли, что домофон -это простое устройс тво, которое обеспечивает связь с нужной квартирой, чтобы хозяева открыли дверь, когда мы приходим в гости. Или мы сами ежедневно, подходя к дому, набираем код, прикладываем ключ, звоним консьержу, чтобы попасть к себе домой. Но давайте попробуем посмотреть на столь привычные устройства под другим углом: как еще домофонные системы могут улучшить нашу жизнь? Что нового и полезного может сделать это, на первый взгляд, простое устройство?

СОВРЕМЕННЫЕ ДОМОФОННЫЕ СИСТЕМЫ

Первый, кто следит за порядком в подъезде, за теми, кто в подъезд проходит, отслеживая посторонних и подозрительных людей, - это, конечно же, консьерж. С консьержем всегда можно связаться через подъездную вызывную панель в случае, если вы гость и хозяева не слышат домофон, или же вы просто забыли ключи. Но также необходимо иметь двустороннюю связь квартира-консьерж и наоборот. Эта функция имеет крайне важное прикладное значение, ведь в случае какой-либо аварии, потопа или другой нештатной ситуации, когда важна каждая секунда, нажатием одной кнопки позвонить консьержу, чтобы тот вызвал необходимые службы, может стать спасением. Вы ведь не держите под рукой список всех аварийных служб района? А если прорвет трубу, и квартиру будет затапливать, что вы будете делать: вычерпывать воду или полезете в интернет, чтобы узнать телефоны?

Простая аудиосвязь с консьержем, так называемая функция «интерком» - это, пожалуй, необходимый минимум. Но ведь функции домофона можно расширить: почему бы не сделать его основой безопасности жилища? Ведь домофонная система, в отличие от охранной сигнализации, технологической сигнализации, системы видеонаблюдения, устанавливается в подавляющем большинстве современных жилых зданий. Современное абонентское устройство домофона имеет несколько программируемых входов под датчики охранно-пожарной сигнализации, протечки воды и утечки газа, тревожной кнопки. Можно использовать эти сопутствующие преимущества и сделать консьержа не только наблюдателем за входом, но и хранителем безопасности каждой квартиры! А что если домофон превратится во внутриквар-тирное «информационное табло», на которое консьерж будет присылать важную информацию: время собрания собственников жилья, общедомовые новости, информацию о необходимых платежах, прогноз погоды... А каждый жилец сможет с монитора видеодомофона выборочно просматривать камеры системы видеонаблюдения, например, детская площадка, лестничная клетка и парковка своего автомобиля. На каждом мониторе будут сохраняться записи пропущенных звонков, где вы можете просмотреть видеозаписи звонивших людей, либо прослушать аудиосообщение от консьержа. Все эти функции уже поддерживаются современными домофонными системами.

Но обо всем по порядку. Интересна философия систем «простого умного дома» на основе домофонной системы, т.е. не полноценной и дорогой системы, которую по-прежнему может себе позволить небольшой процент населения, а системы, выполняющей простые, но самые необходимые функции. Например, выходя из дома, простым нажатием кнопки на мониторе домофона избирательно отключать все потребители электроэнергии, которые не требуют постоянного подключения: отключить свет во всей квартире, не думать о том, выключен ли утюг и т.д. Все мы спешим по утрам, и экономия даже нескольких секунд способна поднять настроение, например, вызвать лифт, не выходя из квартиры, с помощью домофона, чтобы он приехал, пока мы надеваем пальто и закрываем дверь. Или автоматически спустился на первый этаж, когда мы открываем дверь гостю или сами заходим в подъезд. Все это осуществимо, ведь лифтовое оборудование также может быть подконтрольно современной домофонной системе.

Комфортная жизнь складывается из мелочей, и, попробовав однажды, уже не хочется с ними расставаться.

В России мы пока еще далеки от европейских стандартов по удобствам и оборудованию для людей с ограниченными способностями, ведь даже дорожки для инвалидных колясок у нас редкость. Современная домофонная техника предоставляет максимальные возможности - это аудиовизуальная индикация о вызове, начале разговора и открытии двери на вызывной панели, код Брайля на клавиатуре вызывной панели, специальные мониторы с индукционной петлей для людей со слуховыми аппаратами. Внедрение такой техники -это определенная демонстрация культурного роста нашего общества.

НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ: ЭРА IP-ДОМОФОНИИ

Все больше систем переходит на работу по TCP/IP потоколу и видеодомофонные системы здесь не исключение. И это не только веяние моды, но и реальное увеличение производительности, и преодоление прежних ограничений домофонных систем. С внедрением IP теперь уходят в прошлое лимиты на количество абонентов, на количество входов в здание и натеррито-рию, на количество одновременных переговоров и на расстояния между конечными устройствами системы. Использование специальных PoE-свитчей позволяет увеличить расстояние между вызывной панелью и абонентским устройством до 2 км, а в случае наличия в системе интерфейса удаленного подключения выйти за рамки локальной сети. Так же становится свободной топология системы, т.е. в любом месте сети можно добавить вызывную панель и в любом месте можно добавить монитор.

Работа по Ethernet дает возможность управлять домофонной системой не только со стандартных мониторов, но и через персональные компьютеры, планшеты и смартфоны. Не только отвечать на звонки и открывать дверь, но и иметь полный доступ ко всему дополнительному функционалу: просматривать видеокамеры, управлять исполнительными устройствами, связываться с консьержем и другими абонентами по интеркому, просматривать сообщения, реагировать на тревожные извещения и т.д. Таким образом, ваш дом всегда на связи, где бы вы ни находились!

Но помимо возможности удаленно, т.е. из любого места, где есть интернет, пользоваться полным функционалом домофона, появляется возможность удаленного конфигурирования и диагностирования системы. Таким образом, настройка системы может быть произведена инженером из офиса компании-установщика, равно как и первичное определение и исправление неисправностей, что однозначно ведет к упрощению, ускорению и удешевлению установки и технического обслуживания системы. Получив данные удаленной диагностики, специалист выезжает на объект с четким представлением о возникшей проблеме и имеет возможность устранения ее более качественно и в более сжатые сроки.

Рис. 1. Пример монитора IP-домофона

Рис. 2. Пример аудиотрубки IP-домофона

ПЕРЕАДРЕСАЦИЯ И СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С SIP-ТЕЛЕФОНИЕЙ

В последнее время все чаще встает вопрос о совместной работе домофонных систем и IP-телефонии. Здесь подходы производителей домофонных систем разнятся, кто-то наотрез отказывается раскрывать свой протокол, боясь потерять для себя рынок абонентских устройств, кто-то изначально производит только вызывные панели, работающие с IP-видеотелефонами различных производителей. Но создаются и интегрированные системы, позволяющие осуществлять одновременные звонки как на абонентские устройства домофона, так и на IP-телефоны, разрешая тем самым данный конфликт интересов и предлагая пользователям выбирать абонентские устройства из более широкого круга. Так, например, в офисах может использоваться комбинация SIP-телефон, стандартный монитор домофона и компьютерные приложения, а дома - более подходящий для домашнего убранства монитор и мобильные приложения для тех, кто лишний раз не хочет вставать и идти к домофону. При этом одно и то же мобильное приложение может использоваться как для домашней, так и для офисной системы. Впрочем, это вопрос пусть и ближайшего, но все же будущего.

А вот что интересно, и активно применяется уже сейчас, это те возможности, которые дает расширение применения пассивных оптических сетей PON (Passive optical network).

С распространением PON-сетей, когда все коммуникации и инженерные системы (телефония, телевидение, диспетчеризация, охранно-пожарная сигнализация, видеонаблюдение, СКУД, специальные системы и т.д.) переходят на работу по интернет-протоколу, IP-домофон становится скорее необходимостью, чем приятным мультифункциональным устройством. Ведь в условиях, когда все сервисы цифрового мира доставляются в каждую квартиру по отдельному оптическому кабелю и преобразовываются с помощью специального маршрутизатора, мы получаем колоссальную экономию на стоимости материалов, кабелей и монтажных работ по установке всех систем здания и домофонной системы в частности. Эта экономия позволяет использовать более дорогое и функциональное оборудование по общей стоимости проекта, сравнимой со стандартными широко распространенными аналоговыми домофонными системами.

Богатство фунционала дает возможность коммерциализации отдельных функций. Управляющая компания может зарабатывать деньги не только на обслуживании домофонной системы, но и на обслуживании таких функций, как:

- активация жильцам возможности просмотра видеокамер системы видеонаблюдения, при этом каждый жилец выбирает набор камер индивидуально;

- активация охранной, пожарной и технологической сигнализации, т.е. активация прихода и обработки сигналов на пульте консьержа;

- рассылка важной информации на мониторы жильцов.

Эти сервисы могут активироваться на какой-либо период, а потом отключаться. Можно придумать еще множество вариантов различных услуг, вплоть до «раннего звонка», как в гостиницах.

Домофонные системы развиваются в сторону создания единой коммуникационной среды, как в рамках замкнутой системы, так и с выходом за эти рамки - взаимодействием с IP-телефонией и выходом в открытый интернет для удаленного управления. Идея выглядит красивой, и ее реальную привлекательность мы сможем оценить, внедряя инновационные решения в повседневную жизнь.