С. Анисимова
менеджер по продукту «Системы Речевого Оповещения и Музыкальной Трансляции», ООО «Роберт Бош»
Каждый из нас хотя бы раз посещал крупный торгово-развлекательный центр и обращал внимание на присутствие звукового сопровождения в том или ином месте. Это могла быть ненавязчивая фоновая музыка в торговой галерее или ресторане быстрого питания, более громкая «драйвовая» звуковая трансляция в магазинах модного ритейла. Или вы назовете мощную дискотеку на катке или в детском центре развлечений? Даже если вы не обращали внимание на музыкальный фон, то информацию о начале распродаж и промо-акциях, а также предупредительные объявления о необходимости соблюдения правил безопасности наверное слышали.
Мы, как посетители торгового центра, редко представляем себе с какими сложностями обычно сталкиваются проектировщики и компании, разрабатывающие звуковые концепции для таких непростых объектов, и сколько инженерных систем отвечают за звуковую трансляцию.
В рамках данной статьи мы рассмотрим современные задачи и особенности крупного торгово-развлекательного центра, которые следует учитывать при проектировании системы речевого оповещения и музыкальной трансляции, а также сформулируем ряд рекомендаций по требуемому функционалу систем.
Если по роду деятельности вы связаны с проектированием или выбором систем безопасности и звукового усиления для сегмента предприятий торговли, надеюсь, данная статья окажется полезной.
Для обычных посетителей торгового центра будет просто интересно узнать, какой пласт задач лежит под, казалось бы, простыми требованиями по звукофикации объекта.
В первую очередь нужно перечислить основные задачи, присущие крупному торговому центру, и их взаимосвязь с требованиями, предъявляемыми к системам звуковой трансляции.
Здесь система звуковой трансляции должна:
- выполнять пожарное, аварийное речевое оповещение и управление эвакуацией, направленное на предотвращение паники среди посетителей;
- обеспечивать быстрое оперативное управление системой при соблюдении прав доступа персонала и приоритетов транслируемой информации;
- передавать различные служебные голосовые объявления с разграничением по зонам трансляции (включая трансляцию закодированных сообщений только для охраны);
- передавать речевые объявления с микрофонных станций о необходимости соблюдения правил безопасности, помогать искать потерявшихся посетителей;
- являться частью интеграционного комплекса систем безопасности и автоматически взаимодействовать с другими системами (видеонаблюдения, контроля доступа, пожарной сигнализации, управления зданием);
- обладать высокой надежностью при круглосуточном режиме работы и функцией постоянного контроля и мониторинга состояния и работоспособности всех компонентов и линий связи;
- поддерживать возможность работы в «аварийном» режиме при возникновении чрезвычайной ситуации, например, при аварийном отключении электропитания.
Информация - двигатель торговли. Самые минимальные базовые требования, предъявляемые к системе звуковой трансляции в торговом центре, связаны с передачей информации покупателям о товарах, акциях, распродажах в виде речевых объявлений и имиджевых аудиороликов.
Здесь система звуковой трансляции должна:
- обеспечивать подачу голосовых объявлений в зоны нахождения персонала и вызова служебных помещений;
- включать автоматическую трансляцию предварительно записанных объявлений рекламного характера и предупредительных сообщений по запрограммированному таймеру во все публичные зоны или выборочно по отдельным магазинам;
- позволять быстро и своевременно менять содержание передаваемой информации (контента) по желанию владельцев магазинов.
Возможно, непосвященному покупателю покажется, что при отсутствии музыкального фона в торговом центре уровень продаж был бы обеспечен на том же уровне. Но попробуйте зайти в какой-нибудь модный корнер в утренние часы сразу после открытия магазина, когда там еще тихо, мало посетителей, и музыка не играет, и вы почувствуете, что чего-то не хватает, и скорее всего вам там будет некомфортно находиться. Мы не будем вдаваться подробно в основы музыкальной психологии, но здесь стоит только отметить, что давно доказано, что музыкальное сопровождение - это мощный инструмент мерчендайзинга, которым успешно пользуются в торговле, и значение его трудно переоценить. Исследования показывают, что правильно подобранная музыкальная композиция и темп, а также учет вкусов целевой аудитории помогают поднять уровень продаж на 10-15%. Содержание плей-листа и качество воспроизведения в итоге определят настроение покупателя, и как следствие, его готовность тратить деньги в торговом центре. Грамотный музыкальный мерчендайзинг способен повысить лояльность клиентов к конкретному магазину. Известно, что крупные магазины даже нанимают специалистов, проводящих исследования покупательской среды в каждом отдельном сегменте, для дальнейшего составления правильного списка музыкальных композиций. Помимо стимулирования продаж музыкальный фон способен управлять поведением покупателей, например, различный музыкальный темп применяется для управления скоростью перемещения покупателей в той или иной зоне магазина. В часы пик энергичная музыка помогает быстрее «двигать очередь» у касс и в популярных торговых зонах супермаркетов и ресторанах быстрого питания, и наоборот, когда нужно «задержать» покупателя у той или иной витрины, дать ему время на выбор товара, музыка становится более медленной и расслабляющей.
Поэтому звуковая система в части, касающейся данного требования, должна:
- Обеспечить раздельные зоны трансляции фоновой музыки с возможностью включения своего набора музыкальных источников и раздельной регулировкой громкости. К зонам трансляции фоновой музыки могут относиться общие проходы и торговые галереи, гипермаркеты, магазины розничной торговли и рестораны быстрого питания.
- Уровни громкости фоновой музыки в различных зонах торгово-развлекательного центра должны обеспечивать комфортное нахождение для посетителей и не мешать работе персонала.
Помимо звуковой фоновой трансляции, направленной на стимулирование продаж, звук в торгово-развлекательном центре представлен в сегментах развлечений: в игровых зонах, кинотеатрах, ледовом катке, боулинг-центре, во время презентаций модных коллекций, концертных выступлений приглашенных артистов и т.п. Как правило, к качеству такого звукового сопровождения предъявляют самые высокие требования, потому что на музыкальную программу уже обращают внимание, она является элементом продажи, т.е. нужно более ощутимое звучание, чем просто фон, а именно то, что называют «музыкой переднего плана». В барах, ресторанах, развлекательных центрах, а также в сегменте модного молодежного ритейла вы услышите более мощный звук, насыщенный низкочастотными составляющими, который обеспечивают профессиональные системы звукоусиления. Развлекательные зоны ТРЦ можно разделить на зоны с постоянным присутствием посетителей (катки, игровые центры) и зоны с временными мероприятиями (модные показы, промо-акции, концерты). Для первых используется постоянно установленная система звукоусиления, а для вторых - это может быть прокатный звук.
Оценив вышеуказанные задачи и требования, вы уже наверное догадались, что как правило, за трансляцию разнообразных музыкальных программ, радиовещание, включение тревожных объявлений об эвакуации и поддержку развлекательных мероприятий в торговом центре отвечают разные системы звуковой трансляции.
Можно ли создать единый звуковой комплекс на базе одной системы от одного производителя, который слаженно работал бы и выполнял все перечисленные требования? Или если это невозможно, как грамотно объединить несколько звуковых систем, чтобы интеграция была экономичной, основывалась бы на современных технологиях и обеспечивала бы возможность дальнейшего масштабирования и сохранения высокой надежности?
Далее постараемся ответить на эти вопросы.
Сразу ответим на первый вопрос: на базе одной системы можно создать комплекс звуковой трансляции, объединяющий речевое служебное оповещение, аварийное оповещение и трансляцию музыкального фона, но задачи музыкального сопровождения мероприятий и озвучивание развлекательных зон с повышенными требованиями к качеству звука в 99% случаях «выносятся» в отдельные профессиональные системы звукоусиления. Это означает, что в этих развлекательных зонах будут находиться одновременно мощные музыкальные акустические системы и компактные трансляционные громкоговорители (оповещатели), подключенные к разным системам и отвечающие за воспроизведение разных аудиосигналов: в нормальное время будет играть музыка через мощные колонки, а в «тревожном» режиме колонки должны отключаться, чтобы дать возможность пожарному оповещению быть услышанным через небольшие маломощные громкоговорители.
Почему так сложно? Почему нельзя просто подключить усилители системы профессионального озвучивания в состав системы оповещения и не тратить деньги на дублирование громкоговорителей в развлекательных зонах? Теоретически даже такой вариант возможен, и на рынке вы можете поискать профессиональную звуковую технику, соответствующую стандарту систем аварийного оповещения (ориентируйтесь на европейский стандарт EN 54-16 - он один из самых строгих) и так называемой концепции «Safe & Sounds, но таких производителей единицы, и даже там есть свои ограничения.
Дело в том, что даже если топология выбранной системы пожарного оповещения даст возможность подключить внешние мощные усилители, причем дистанционно от основного оборудования, и параметры тракта передачи звука в этой системе позволят сохранить качество на высоком уровне, появляются три ограничения.
Первое ограничение - это соответствие нормам аварийного оповещения самих громкоговорителей. Если громкоговоритель предполагается применять в качестве пожарного оповещателя, он должен соответствовать ГОСТ Р 53325, а именно накладываются дополнительные требования к его конструктиву (клеммам подключения) и стойкости к внешним воздействующим факторам. Сложно представить мощную дискотечную звуковую колонку, которая будет выполнять требование по сохранению работоспособности, т.е. выдавать сигнал без искажений на полную мощность при температуре среды 55° С в течение не менее 2-х часов.
Кроме того, в СП 3.13130 указано, что «настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола», что формально исключает все более низко расположенные акустические системы, например те, что устанавливаются на напольных стойках во время модных показов, стоят на сцене в ресторане или просто по акустическим показателям должны крепиться ниже.
Второе ограничение - контроль подключений и работоспособности. Проектирование, выбор оборудования и установку систем оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) следует осуществлять в соответствии с требованиями СП 3.13130, СП 134.13330 и других нормативных документов. В частности есть требование о том, что «соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности». В отношении громкоговорителей пожарного оповещения это означает постоянный мониторинг целостности линии их подключения и своевременное обнаружение обрывов кабеля, коротких замыканий и выхода из строя отдельных громкоговорителей. Обычно для трансляционных звуковых систем с громкоговорителями, подключенными в линии с напряжением 100 В, применяют два метода контроля: по измерению суммарного импеданса цепи или по отслеживанию контрольного тонального сигнала (пилот-тон). Оба этих метода ограничивают возможности профессионального музыкального звукоусиления. Если система будет способна выполнять алгоритм проверки подключенной акустики, замеряя импеданс, в этот момент в линию будет подаваться тестовый сигнал и отключать «полезную» программу, т.е. саму музыку, что будет несомненно мешать прослушиванию. Конечно, можно запрограммировать время такой проверки, чтобы оно приходилось на «нерабочие» часы, но слишком редко проверять линии тоже неправильно.
Второй метод мониторинга заключается в примешивании тестового сигнала (обычно частотой около 20 кГц) к музыкальному или речевому сигналу, так что программа не отключается во время проверки. Этот метод предусматривает подключение дополнительных плат контроля в конце линии, которые принимают контрольный сигнал и сообщают о статусе исправности в центральную систему. Этот метод подходит только для линий с высоким напряжением 100 В и громкоговорителей, оснащенных трансформатором напряжения, и не подходит для громкоговорителей с низкоомной нагрузкой, коими являются большинство профессиональных акустических систем. Конечно, сейчас многие бренды профессионального звука предлагают помимо стандартных моделей варианты акустических систем со встроенными трансформаторами или предлагают их как опции, но настоящий ценитель качественного звука скорее откажется от такого варианта, потому что любой трансформатор вносит искажения в исходный сигнал.
Третье ограничение - размер начальных инвестиций и стоимость владения. Многофункциональные и более интеллектуальные решения стоят недешево. С одной стороны покажется, что вы сэкономите на количестве усилителей и громкоговорителей, потому что они будут выполнять звукоусиление всех программ - от музыкального сопровождения до тревожного оповещения, и обеспечите максимальную надежность. Но с другой стороны, вам придется вложить немалые средства на дополнительные мощные резервные усилители и обеспечение бесперебойного питания для этих усилителей, а также использовать аккумуляторные батареи большей емкости, чем для менее мощных трансляционных усилителей.
Обычно звуковые концепции, в которых ВЕСЬ звук, включая про-аудио, может выполнять роль тревожного оповещения, встречаются на объектах с массовым скоплением людей, и где звук - один из главных элементов. Типовым примером может служить стадион, где озвучивание арены и под-трибунных помещений выполнено на одной системе.
Для торгово-развлекательного центра лучше подойдет решение, где профессиональный звук в развлекательных зонах построен на отдельных системах, которые принимают сигналы управления от СОУЭ в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
А вот что касается построения единой системы фоновой музыкальной трансляции, речевого и аварийного оповещения - это вполне реализуемая задача, допускаемая нормами СОУЭ, причем можно достичь качества звучания, соизмеримого с профессиональным звуком.
Главное - выполнить следующие функциональные требования:
- При наличии в ТРЦ отдельных систем локального озвучивания и оповещения системы музыкальной трансляции должны автоматически отключаться при срабатывании системы аварийного оповещения и запуске экстренного объявления.
- Передаваемая информация, транслируемая через систему оповещения, должна иметь приоритет над другими видами трансляции. Таким образом, центральное устройство управления должно обеспечивать несколько уровней приоритета для источников звука: самый низкий уровень приоритета имеют источники музыки, самый высокий уровень приоритета - источник речевых сообщений об эвакуации. Остальные источники сигналов имеют промежуточные уровни приоритетов. Например, когда администратор ТРЦ включает свой микрофон, чтобы сделать речевое объявление, трансляция фоновой музыки в определенной зоне автоматически прерывается. Но микрофон администратора, в свою очередь, отключается при трансляции аварийных сигналов, имеющих наивысший приоритет.
- По приходу команды от системы пожарной сигнализации должна начинаться автоматическая трансляция предварительно записанных сигналов аварийного звукового и речевого оповещения, включаемая раздельно по зонам ТРЦ с наивысшим приоритетом.
- Оповещение по зонам должно идти с определенной очередностью: сначала предварительное информирование об опасности службы охраны и персонала ТРЦ, затем - посетителей.
- В помещении дежурного по безопасности должна иметься возможность ручного управления процессом эвакуации людей и подачи голосовых объявлений. Это можно выполнить с вызывной микрофонной станции, имеющей селектор индивидуальных зон для обеспечения дополнительной гибкости.
- Все транслируемые голосовые объявления с микрофонных станций, тревожных микрофонов и предварительно записанные тревожные сообщения должны иметь хорошую разборчивость, чтобы посетители ТРЦ и персонал смогли четко и вовремя воспринять информацию о возникшей чрезвычайной ситуации и строго следовать инструкциям по эвакуации.
- Музыкальная трансляция фоновой музыки в публичных зонах и торговых галереях должна иметь возможность регулировки уровня громкости и в идеале цифровой обработки аудиосигналов в каждой зоне централизованно и локально.
- Трансляция объявлений служебного и рекламного характера должна запускаться автоматически по таймеру, запрограммированному на рабочие часы ТРЦ с заданной периодичностью.
- В местах неоднородного по времени скопления людей, например в зоне общепита, должна быть реализована функция автоматического изменения громкости по расписанию для фоновой музыки и объявлений. Также желательно иметь опцию отслеживания уровня фонового шума и автоматического изменения громкости. Это требуется для создания комфортного уровня громкости и экономии потребляемой усилителями электроэнергии.
- Оборудование системы управления фоновой музыкой и алгоритмом оповещения должно быть простым и удобным в эксплуатации для персонала ТРЦ, включать средства с наглядным графическим интерфейсом пользователя для динамичного управления включением сигналов и регулировкой громкости, а также диагностики работоспособности.
■ Контроль исправности отдельных компонентов системы и линий связи должен вестись постоянно. События о возникших ошибках и неисправностях в системе должны моментально записываться в лог-файл на компьютер и выводиться на панели индикации состояний. Зачастую при строительстве нового торгово-развлекательного центра закладывают инвестиции на самое необходимое звуковое сопровождение - систему аварийного оповещения о пожаре, которая идет в составе инженерных систем по обеспечению безопасности объекта. Соответственно, заказ на проектирование системы оповещения получает компания, работающая на рынке систем безопасности или IT. При разработке проектного решения компания-интегратор уделяет больше внимания вопросам интеграции системы звуковой трансляции и системы пожарной сигнализации, и, к сожалению, редко когда скрупулезно учитывает акустические особенности всех озвучиваемых помещений.
Что касается магазинов, где музыка особенно важна, например молодежный ритейл, то к дополнительному озвучиванию этих помещений приступают позже, и, как правило, приглашаются другие компании, работающие на рынке профессионального звука.
Связано такое временное разделение между установками центральной системы звуковой трансляции и локальных систем озвучивания еще и с тем, что во время сдачи объекта не все арендаторы и занимаемые ими площади внутри ТРЦ определены.
Рассмотрим некоторые особенности озвучивания якорных арендаторов и арендаторов мелко-розничных сегментов.
Любой крупный торговый центр включает одного или нескольких «якорных» арендаторов, т.е. те торговые предприятия, которые занимают достаточно большую площадь, и чье размещение внутри ТРЦ известно заранее. Специфика озвучивания якорных арендаторов состоит в том, что для них должна строиться фактически отдельная система со своими источниками музыки и объявлений, своими требованиями к качеству звучания. «Свои» источники не должны попадать в каналы трансляции, доступные публичным зонам.
Здесь задача проектировщика будет состоять в том, чтобы интегрировать эту локальную систему в центральный звуковой комплекс. Самый примитивный способ интеграции - предусмотреть в локальной системе вход для подачи приоритетного сигнала оповещения, предварительно убедившись, что локальная система будет способна «рассказать» о своей работоспособности на уровне выходного реле о статусе системы. Более интеллектуальный способ - выбрать систему, топология построения которой позволяет постепенно и гибким образом масштабироваться, с возможным удаленным разнесением звукоусилительного оборудования. И далее в такой системе выделить ряд усилителей и микрофонных вызывных станций для работы на конкретного якорного арендатора и разграничить права доступа как к оборудованию, так и к каналам трансляции. Плюсом такого решения будет то, что дежурный в центральной диспетчерской сможет оперативно отслеживать работоспособность удаленной системы на своем АРМ управления.
Звуковое оборудование систем локального музыкального сопровождения, устанавливаемое в арендуемых магазинах мелкой розницы, включая громкоговорители, должно иметь компактные размеры, привлекательный дизайн и отличную эргономику, чтобы отлично вписываться в любой интерьер магазина, и, что немаловажно, быть максимально простым в применении для пользователя. Здесь чаще всего можно встретить решение на базе одного микширующего усилителя, к которому подключен настольный микрофон для объявлений со стойки администратора или кассы. Пара зон трансляции для подачи объявлений в торговый зал и в подсобные помещения, и этого будет достаточно. В сегменте модного ритейла одним усилителем уже «не отделаться», потому что там наверняка потребуется еще звуковой процессор обработки звука и дополнительный микшер для обеспечения максимально сбалансированного звучания акустики (см. ниже «акустические требования»). И, конечно, не забываем о том, что или выбранное оборудование должно контролировать линии подключения громкоговорителей, или соглашаемся видеть разные громкоговорители для разных целей в одном магазине.
Теперь стоит сказать несколько слов об акустических особенностях, влияющих на выбор громкоговорителей и акустических систем для различных зон торгового центра.
Крупный торговый центр зачастую можно сравнить с целым отдельным городом: здесь и гипермаркеты, и небольшие магазины, и развлекательные зоны, и рестораны с кинотеатрами, подземная парковка, складские помещения и обширные длинные торговые галереи. Все озвучиваемые помещения имеют разные размеры и задачи: где-то достаточно только периодически включать речевые объявления, а где-то - обеспечить настоящий «звук вокруг».
Как правильно подобрать громкоговорители? Можно ли ограничиться только одним типом?
Единая система звуковой трансляции допускает подключение музыкальных высококачественных громкоговорителей и бюджетных речевых оповещателей в разных зонах. Такое решение позволит сэкономить при закупке инженерных систем для ТРЦ и значительно снизить эксплуатационные расходы в будущем, особенно расходы на энергопотребление.
Что касается выбора типа и размещения громкоговорителей для тех или иных различных зон торгового центра, здесь мало полагаться только на нормы систем эвакуационного оповещения и общие представления об ожидаемом качестве звучания. В нормах построения СОУЭ обычно приводятся общие требования к уровню звука, который должен обеспечивать громкоговоритель (оповещатель в данном случае), и его превышению над уровнем постоянного фонового шума в помещении. Но в нормах ничего не сказано о коэффициенте разборчивости речи, который необходимо достичь, а он гораздо важнее, чем общий уровень громкости транслируемого объявления о пожаре.
Поэтому важно при проектировании выполнять базовые акустические расчеты.
В длинных коридорах и двухуровневых торговых галереях может наблюдаться некоторое запаздывание и наложение звука, что можно минимизировать с помощью выбора громкоговорителей с большим коэффициентом направленности - звуковых колонн - и внедрением в усилительные тракты электронных задержек. Поэтому выбирайте оборудование, которое позволит отрегулировать уровень громкости в отдельной зоне и добавить задержку, если потребуется.
На подземной парковке также может присутствовать наложение звука, но уже из-за того, что применяются мощные рупорные громкоговорители. Они позволяют покрыть большую площадь, но требуют аккуратного размещения - здесь обязательно нужно делать расчет.
Для строительных гипермаркетов характерны два фактора, ограничивающие применение стандартных настенных громкоговорителей: очень высокие потолки и загруженность торгового зала высокими стеллажами, препятствующими распространению звука в центр зала. Размещение небольших маломощных настенных громкоговорителей на колоннах может не спасти, потому что этого уровня может оказаться недостаточно, да и колонн в строительных гипермаркетах меньше, чем в гипермаркетах еды.
Поэтому оптимальным решением здесь будет мощный подвесной громкоговоритель, способный обеспечить равномерное широкое покрытие звуковым полем с высоты порядка 8-12 метров.
Для стандартных помещений и небольших магазинов можно выбрать потолочные или настенные корпусные громкоговорители, желательно с атрибутами, характерными для аварийного оповещения. Громкоговорители для аварийного оповещения имеют высокий класс надежности для бесперебойной работы. В крупных торговых центрах и гипермаркетах, имеющих единый стандарт требований к системам безопасности, часто в состав системы оповещения включают громкоговорители класса EVAC (эвакуационные), сертифицированные по международным нормам EN 54-24. Громкоговорители EVAC имеют встроенную защиту, обеспечивающую сохранность цепи, к которой они подключены, даже в случае возникновения повреждений громкоговорителя при пожаре. Это позволяет сохранить целостность системы и работоспособность других громкоговорителей, которые могут использоваться для информирования людей о ситуации. Такие громкоговорители имеют керамическую клеммную колодку, термальный предохранитель, а также проводку, устойчивую к воздействию высоких температур.
В сегменте торговли товарами категории люкс и в молодежном модном ритейле понадобятся высококачественные громкоговорители для трансляции музыки переднего плана, которые будут обеспечивать превосходное воспроизведение высоких и низких частот. Выбирайте акустические системы со встроенными кроссоверами, широким диапазоном воспроизводимых частот и максимально ровными амплитудно-частотными характеристиками. Дополнительные суббасовые системы добавят насыщенности в звучание и создадут требуемую атмосферу. Помните по имиджевую составляющую мерчендайзинга, о которой шла речь в начале данной статьи.
В заключение сформулируем еще несколько советов по выбору оборудования, обусловленному перечисленными техническими, функциональными требованиями и ожиданиями заказчика, а также системных интеграторов, проектировщиков и инженеров по установке.
Крупный торговый центр - это всегда большая площадь и расстояния, которые нужно покрыть. Выбирайте оборудование, на котором можно создать децентрализованную, гибко масштабируемую систему с сетевой архитектурой и простыми соединениями по схеме «последовательная цепочка», где устройства можно добавлять или удалять по мере необходимости. Последовательная сетевая топология системы позволяет размещать оборудование в нужных местах, удаленных от центральной стойки, и при необходимости расширять систему без повторного монтажа. Это оценят как проектировщики, так и инсталляторы.
Выбирайте системы с современными протоколами передачи звука в цифровой форме по сетям Ethernet. Это позволит увязать несколько удаленных систем (якорных арендаторов с центром), сохраняя при этом качество звучания и используя стандартные кабельные сети, уже имеющиеся на объекте. Протоколы Dante, OMNEO, Cobranet гарантируют высокое качество звука. Протокол OMNEO ко всему прочему позволит одновременно передать не только аудиосигнал, но и данные управления, отследив при этом статус доставки информации, т.е. он применим в системах аварийного оповещения. Низкие сетевые задержки не позволят потеряться важному объявлению.
К вполне ожидаемым пожеланиям владельца и обслуживающей организации ТРЦ мы отнесем стоимость владения, а именно минимизацию эксплуатационных расходов. Выбирая усилители мощности класса D с интеллектуальным управлением режимом потребления электроэнергии, включая режим аварийного питания, вы сможете заметно сократить расходы.
Выбирайте системы с возможностью внесения быстрых корректировок в настройки при изменении состава оборудования и требований арендаторов. Гибкость при переконфигурировании, как локально, так и удаленно, позволит минимизировать расходы на обслуживание системы.
Забудьте про релейные подключения и кучу проводов, это вчерашний день. Для крупного ТРЦ выбирайте интеллектуальные решения из области IP-интеграции звукового комплекса и других инженерных систем: охранно-пожарной сигнализации, системы управления зданиями, СКУД и т.п. Для этого ищите оборудование, способное принимать команды открытого интерфейса по TCP/IP.
И помните, выбор оборудования для системы озвучивания ТРЦ должен быть обусловлен требованиями к эффективности, экономичности и современными функциональными возможностями.