Особенности управления эвакуацией на объектах с массовым пребыванием дюдей

А. Пинаев, Н. Мисюкевич

 

Система оповещения о пожаре и управления эвакуацией (СОУЭ) на объектах с массовым пребыванием людей является, пожалуй, самой существенной частью технических средств противопожарной защиты. Ее эффективность и надежность функционирования являются ключевыми в обеспечении безопасности людей, находящихся на объекте. Нормативные требования, определяющие структуру СОУЭ и подходы к проектированию, в определенном смысле обобщающие и не в состоянии учесть конкретную специфику каждого объекта.

Несвоевременное оповещение в комбинации с плохо продуманными механизмами его реализации и эвакуации людей способно привести к значительным жертвам. В то же время ложное состояние «Пожар» (более 99 % сигналов от систем пожарной сигнализации (СПС)) может нарушить жизнедеятельность большого количества людей, находящихся в здании. Нарушение жизнедеятельности более 100 человек уже является локальной чрезвычайной ситуацией.

Анализ подходов, используемых при проектировании противопожарной защиты объектов со значительным пребыванием людей, в частности крупных торговых центров, выявил ряд аспектов, не отраженных в нормативных правовых актах, требующих учета в процессе проектирования и эксплуатации.

К наиболее существенным можно отнести:

■ Загромождение проходов между стеллажами, например, торговыми тележками (наши люди за товар держатся до последнего и, при необходимости его бросить, бросают только в последнюю очередь и в самых неподходящих местах).

- Установка непредусмотренных проектами дополнительных стеллажей, холодильных установок, поддонов с товарами и т.п., особенно в рамках проведения всевозможных торговых акций. Опасность такого рода объектов состоит не только в уменьшении проходов на путях эвакуации, но и возможности их опрокидывания и разброса товара в условиях паники.

- Отсутствие широких проходов на выходах из кассовой зоны торговых залов. Как правило, такие проходы предусмотрены, но они заблокированы торговыми тележками или товаром.

- Отсутствие грамотно обученного персонала, способного организовать плановую эвакуацию. Как правило, при чрезвычайной ситуации охрана объекта пытается направить людские потоки через кассовые проходы для исключения краж, чем существенно усложняет процесс эвакуации.

- Отсутствие рекомендаций и контроля за правильной раскладкой товара при продаже и хранении (особенно в строительных магазинах), где стеллажи с растворителями и красками могут соседствовать с местами хранения синтетических материалов или дерева, что способствует быстрому распространению пламени.

- Структурно ошибочное проектирование СОУЭ, когда оповещение производится одновременно во всех помещениях и частях зала объекта, а также отсутствие на путях эвакуации четко обозначенных направлений движения.

Решение изложенных проблем должно носить комплексный характер.

Целесообразно минимизировать негативные последствия ложных тревог путем разбивки объекта на зоны оповещения и определения очередности и времени включения СОУЭ зон в зависимости от места возникновения пожара. От места возникновения пожара будут зависеть и возможные сценарии вынужденной эвакуации людей, которые необходимо установить при расчете времени эвакуации людей, выбрав начальные участки и направления эвакуации.

При эвакуации людей из помещения целесообразно определить критический участок, ограничивающий скорость эвакуации (увеличивающий время эвакуация). Таким участком внутри помещения может являться путь эвакуации или эвакуационный выход. Натурные наблюдения за процессом эвакуации в помещениях с массовым пребыванием людей (театры, кинотеатры, актовые залы) показывают, что задержка эвакуации, увеличивающая продолжительность эвакуации из помещения, происходит, как правило, при движении через дверные проемы. Для исключения задержки движения людского потока на выходе из помещения и уменьшения общего времени эвакуации целесообразно ограничить скорость движения к эвакуационным выходам, обеспечив пропускную способность дверных проемов с интенсивностью ниже максимальной. Анализ конструктивного исполнения путей эвакуации, требований технических нормативных правовых актов (ТНПА) и математическое моделирование процесса эвакуации из таких помещений показывает, что ситуация по эвакуации из помещений улучшается при уменьшении ширины эвакуационных путей на начальных участках пути движения в помещении. Таким образом, нормативное значение ширины эвакуационных проходов обеспечивает быстрое движение между рядами (стеллажами) и создает задержки движения на общих путях эвакуации, в том числе в дверных проемах. С одной стороны, большое расстояние между рядами (стеллажами) сокращает возможности использования объема помещения по назначению (количество мест), с другой стороны, ухудшает возможность экстренной эвакуации людей из помещения в целом. На действующих объектах данное расстояние меньше, что положительно влияет и на использование помещения по назначению, и на условия эвакуации. Требования этого положения не распространяются на полное ограничение движения через эвакуационные проходы в силу его загромождения.

Важным фактором, который следует учитывать, являются психологические особенности людей. Человек, оставив вещи в гардеробе, камере хранения будет стремиться их получить на выходе из здания.

Целесообразно проектировать маршрут движения эвакуирующихся с учетом пропускной способности этих помещений и путей эвакуации в зоне их расположения. Кроме того, следует учитывать сложившуюся привычку использовать определенные пути эвакуации. Во время вынужденной экстренной эвакуации следует увеличивать численность обслуживающего персонала для исключения задержек потока людей. С учетом этих особенностей возможна задержка оповещения отдельных зон для обеспечения безопасной эвакуации людей из здания. Запасные пути эвакуации можно задействовать при невозможности использования основных или для обеспечения необходимого времени эвакуации. При этом следует предусматривать дополнительные сигналы оповещения для обращения внимания людей на необходимость использования этих запасных путей эвакуации.

На практике для подтверждения достоверности обнаружения опасных факторов пожара целесообразно сочетать применение как технических средств, так и персонала объекта с безусловным соблюдением приоритета вопросов безопасности. При непринятии решения персоналом в течение времени, заданного алгоритмом оповещения, система управления эвакуацией включается автоматически. Персонал за время задержки оповещения может или включить систему оповещения ранее, или отменить ее автоматический запуск при подтверждении ложного срабатывания СПС.

Наиболее опасная ситуация для людей в помещении возникает при появлении опасных факторов пожара на общем пути эвакуации (в коридоре, на выходе из кассовой зоны).

Учитывая психологические особенности людей, следует проектировать маршруты движения людей с возможностью получения личных вещей (одежды, сумок), а также рассматривать варианты движения людского потока в зависимости от времени года (погодных условий).

Для оптимизации ширины эвакуационных путей целесообразно применять задержки выдачи сигналов оповещения в соседние с пожаром зоны с учетом сигналов от пожарных извещателей этих зон.

Резюмируя вышесказанное, можно сформулировать следующие выводы:

1. Минимизация ущерба и обеспечение безопасности людей при возникновении чрезвычайной ситуации в зданиях с массовым пребыванием людей должна обеспечиваться за счет комплексного подхода, сочетающего технические и организационные мероприятия.

2. К организационным мероприятиям следует отнести подготовку обслуживающего персонала. Требуется установить местоположение каждого работника объекта в помещении при возникновении чрезвычайной ситуации с четким определением его порядка действий.

3. При проектировании СОУЭ следует предусматривать организацию зонального оповещения с предварительным уведомлением персонала, особенно для многоуровневых зданий.

4. Проектирование пожарной сигнализации необходимо осуществлять на основе адресных систем, с тем, чтобы персонал при ее срабатывании через системы видеонаблюдения мог оперативно оценить обстановку в зоне срабатывания извещателя. В проектных решениях следует предусматривать направление движения людских потоков и их ширины с целью недопущения заторов в местах основных эвакуационных выходов.Управление людскими потоками можно осуществлять расположением торгового оборудования на объекте.

5. При организации проходов между стеллажами целесообразно предусматривать карманы для торговых тележек.

6. Следует не допускать размещения камер хранения, гардеробных и т.п. помещений на путях эвакуации, либо в местах, где очереди в эти помещения могут заблокировать эвакуационные проходы.

7. Необходимо определить порядок расположения товаров на стеллажах для исключения быстрого распространения пламени.

8. Требуется осуществлять постоянных контроль по выполнению противопожарных мероприятий на объекте с целью недопущения расположения дополнительного оборудования на путях эвакуации и выполнения всех обязательных требований.

Из основных технических рекомендаций можно выделить следующие:

1. Использование систем адресной пожарной сигнализации.

2. Применение СОУЭ 4-го типа.

3. Выделение в отдельные зоны оповещения, как минимум, помещений охраны, отдыха персонала, складских, подсобных помещений, кондитерских, фасовочных и прочих цехов, а также части помещений торгового зала.

4. Применение для озвучивания подвесных колонок, исключающее их блокирование в последующем торговым оборудованием.

5. При расчетах звукового давления ориентироваться на значение фонового шума 70 дБ, при этом целесообразно иметь колонки и усилители, имеющие запас по мощности и допускающие ее регулировку. Требуемую мощность целесообразно определять после ввода объекта в эксплуатацию.

Источник: Algoritm