Современная система безопасности предприятия подразумевает комплексный подход к построению и решает три базовые задачи: сдерживание, обнаружение и реагирование. Сдерживание — это средства физической защиты: шлагбаумы и турникеты на проходных, дверные замки. Обнаружение — это датчики движения, камеры, датчики открытия дверей, прохода через турникет, система мониторинга объекта. Реагирование подразумевает анализ тревожных событий и необходимую реакцию. Помимо комплексной защиты, новые технологии могут приносить предприятию прибыль.
Проходная — одна из ключевых точек безопасности предприятия. Сотрудники получают бесконтактные карты доступа, оформленные в виде пропусков. Усилить безопасность позволяет использование карт с защитой от копирования. Вместо пропусков также могут использоваться отпечатки пальцев.
На входе устанавливаются турникеты и калитки, а также считывающие устройства и контроллеры доступа. Удобное решение — электронная проходная. За счет того, что контроллеры, считыватели и картоприемники встроены внутрь корпусов турникетов, монтаж электронных проходных требует минимум трудозатрат и не вносит лишних элементов в дизайн проходной. На объектах с повышенными требованиями к безопасности устанавливаются полноростовые турникеты. Они не только полностью перекрывают зону прохода, но и могут работать в режиме шлюза. Установка крыши защитит от перелезания через турникет.
Система контроля доступа позволяет автоматизировать выдачу и изъятие карт доступа. Оператор вводит личные данные сотрудника или посетителя и задает определенные права доступа. Данные могут быть получены системой и автоматически, как результат распознавания отсканированной страницы паспорта. Возможность автоматического распознавания документов позволяет сократить время на оформление пропуска.
Сотрудники получают постоянные карты-пропуска, посетителям выдаются временные. При необходимости на карту-пропуск с помощью принтера можно нанести фотографию сотрудника, его должность и подразделение, логотип компании и другую необходимую информацию.
Покидая предприятие, посетитель должен опустить временную карту в картоприемник, установленный рядом с турникетом или встроенный в его корпус. Турникет не выпустит посетителя, пока карта не окажется в картоприемнике. При этом постоянные пропуска останутся у сотрудников, сотрудники пользуются картоприемником как обычным считывателем.
Для усиления контроля доступа можно организовать проход с подтверждением оператора или с автоматическим подтверждением от внешнего устройства, например, от алкотестера. Совместная работа контроллера турникета с алкотестером позволит предотвратить доступ нетрезвых сотрудников на предприятие.
Для защиты от прохода по чужой карте служит верификация. После предъявления карты на мониторе охранника выводится фото владельца карты, и при несовпадении охранник нажатием кнопки на пульте запрещает доступ.
Автоматизация контроля доступа транспорта на территорию предприятия обеспечивает высокую скорость проезда и предотвращает хищение материальных ценностей. Система контролирует въезд и выезд сотрудников и посетителей, ведет учет перемещений служебного транспорта.
Автотранспортная проходная оборудуется шлагбаумами, видеокамерами, контроллерами шлагбаума и считывателями дальнего действия. Водитель, не покидая автомобиля, предъявляет пропуск считывателю и проезжает на территорию. Считыватель работает на расстоянии до 100 см.
Автотранспортная проходная позволяет формировать отчеты о проездах транспортных средств, учитывает время их нахождения на территории и вне ее.
На предприятиях с большим количеством помещений и разными графиками работы сотрудников система позволит разграничить доступ по помещениям, времени, статусу.
Система пустит сотрудника только в те помещения, куда ему разрешен вход администрацией. Разграничение по времени разрешает сотрудникам доступ только в определенное время согласно графику работы. Например, сотрудник с графиком работы 5/2 не сможет попасть в свое помещение ночью или в выходной день, если в системе не будет изменены настройки.
Руководители и сотрудники, работающие в особо важных помещениях, например, касса, бухгалтерия, склад, имеют право, выходя из помещения, ставить его на охрану, а возвращаясь — снимать с охраны. В их отсутствие другие сотрудники не смогут войти в помещение, даже имея в него доступ, пока режим «Охрана» не будет снят.
В системе PERCo оборудование контроля доступа, видеонаблюдения, охранно-пожарной сигнализации подключается напрямую к локальной сети предприятия. Информация от оборудования поступает на центральный пост охраны предприятия. На мониторах дежурного сотрудника службы безопасности отображается графический план объекта с указанием всех технических средств защиты.
Если происходит тревожное событие, сотрудник службы безопасности сразу получает сигнал тревоги и может быстро принять необходимые меры. Например, дистанционно открыть двери помещений в случае пожара или, наоборот, установить для них режим «Закрыто» при проникновении посторонних на объект.
Системе можно дать указания, какие действия нужно выполнять автоматически при возникновении тревожных ситуаций. Например, при срабатывании охранных датчиков в помещении система не только поднимет тревогу, но и заблокирует проход в другие помещения.
В системе используются сертифицированное оборудование охранно-пожарной сигнализации производства PERСо. Дополнительно реализована интеграция с системой пожарной и охранной безопасности «Орион». Система позволяет задавать параметры работы всех устройств ОПС и оперативно реагировать на возникновение тревог.
Совместное использование оборудования контроля доступа, охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения позволяет сотрудникам службы безопасности не только оперативно получать информацию о тревожных событиях, но и дистанционно оценивать ситуацию на экране монитора.
В системах PERCo оборудование контроля доступа служит одновременно для контроля трудовой дисциплины. Система фиксирует все входы и выходы сотрудников с территории, анализируя опоздания, преждевременные уходы и отсутствие на
рабочем месте в течение дня.
Если рабочее место сотрудника находится далеко от проходной, целесообразно использовать терминалы учета рабочего времени. Их можно устанавливать непосредственно в цехах и административных помещениях. Терминал учета рабочего времени — это контроллер со встроенными считывателями карт для регистрации прихода и ухода сотрудников и информационным табло.
В систему заносится график работы каждого сотрудника — индивидуальный или общий по подразделению. Если время прихода или ухода сотрудника не соответствуют его рабочему графику, система фиксирует нарушение трудовой дисциплины. Руководители или работники кадровой службы могут в любое время получать отчеты об опоздавших, ушедших с работыраньше времени, отсутствующих на работе.
Автоматизация учета рабочего времени позволяет сократить трудозатраты на составление табеля и исключить влияние человеческого фактора. Программное обеспечение поддерживает недельные, сменные, скользящие, а также гибкий графики работы. Гибкий график позволяет сотрудникам распоряжаться своим рабочим временем: потраченное на опоздания, уходы раньше и перерывы время сотрудник может отработать.
Информация о времени входов и выходов запоминается в системе и используется для формирования табеля рабочего времени по стандартным формам Т-12 и Т-13. В системе предусмотрена возможность ввода оправдательных документов (командировок, отпусков, больничных) и нарядов на сверхурочные работы.
Интеграция с 1С:Предприятие 8 дает возможность использовать данные об отработанном сотрудниками времени для расчета заработной платы.
Система PERCo позволяет организовать работу служебных кафе и столовых на предприятиях, поддерживая различные схемы льгот и компенсаций питания сотрудников. Расчеты сотрудников за питание могут осуществляться как безналичным, так и наличным способом. Пересчет стоимости заказа с учетом возможной компенсации производится автоматически в момент оплаты заказа.
Система контролирует соблюдения графика посещения кафе или столовой сотрудниками предприятия. Во внеурочное время сотрудник не сможет произвести расчет на кассе. В отчетах для бухгалтерии для каждого сотрудника указывается накопленная сумма, которую следует вычесть из его зарплаты. Отчеты по количеству отпущенных блюд и сумме выручки позволяют руководству оперативно контролировать работу кафе или столовой.
В окупаемости системы участвуют различные факторы: автоматизация трудоемких процессов учета, сокращения потерь рабочего времени, предотвращение пожаров, хищений и вандализма. Для расчета окупаемости возьмем только один фактор — сокращение потерь от нарушений дисциплины труда.
Опыт многих предприятий показывает, что опоздания, отлучки и ранние уходы с работы после установки системы сокращаются в несколько раз. По статистике Таганрогского металлургического завода, на котором работает более 15 000 человек, установка системы PERCo за 8 месяцев эксплуатации сократила нарушениятрудовой дисциплины в 5 раз.
Вот пример расчета экономического эффекта от внедрения системы учета рабочего времени PERCo для организации с численностью сотрудников 500 человек, работающих по графику 5/2. Сокращение нарушений трудовой дисциплины на 5 минут на одного сотрудника в день дает экономию рабочего времени всех сотрудников за месяц — 900 часов, что соответствует 200 000 рублей в месяц.
Практика установок систем PERCo на различных предприятиях показывает, что в среднем окупаемость системы составляет 2–3 месяца, а затем система начинает приносить прибыль.
Системы PERCo установлены и успешно работают на десятках тысяч предприятий в 88 странах мира. Вот несколько примеров: Генеральная прокуратура Казахстана, Костромская ГЭС, Таганрогский металлургический завод, Космический центр имени М. В. Хруничева. Учебный центр PERCo на бесплатной основе организует обучение партнеров и пользователей.
Информация и фото с https://algoritm.org/arch/arch.php?id=93&a=2262