Попытки проститься с обязательной сертификацией
Вопросы обязательной сертификации по большинству номенклатуры, выпускаемой нашей отечественной промышленностью, были всегда и, по идее, должны бы оставаться таковыми, чтобы наши потребители могли быть уверенными, если не в комфортной среде пребывания, то, по крайней мере, в достаточной степени безопасности при использовании продукции.
И вот в этой обстановке неустоявше-гося отечественного рынка, когда существующие отношения производитель-потребитель еще не сложились в полной мере, а ответственность производителя при производстве им низкокачественной продукции практически отсутствует, произошло событие, которое не может оставить равнодушными всех, кто так или иначе связан с обеспечением охраны как самих граждан, так и их имущества, а в первую очередь - с вопросами пожарной безопасности.
Абсолютно неожиданно для большинства участников рынка продукции безопасности 4 марта 2013 года Правительство РФ приняло постановление № 182 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 № 982».
В тексте постановления № 182 изложено следующее: « в) разделы 3550, 3558, 4012, 4013, 4020-4040, 4228-4274, 43714381, 5150, 5155, 5156, 6581-6810, 70317033, 9620, 9638, 9639, 9682 и 9685 исключить».
О чем бы это? Здесь надо обратиться к постановлению Правительства РФ Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».
И вот наравне с некоторой продукцией, которая, действительно, может и не подлежать обязательной сертификации (как на это еще посмотреть): весы бытовые электромеханические (электронные) с питанием от сети (4274);
- провода и шнуры силовые, кабели силовые для стационарной прокладки на напряжение до 1 кВ, провода и шнуры силовые, провода силовые для электрических установок, провода и шнуры осветительные (3550); были упомянуты еще очень знакомые нам две позиции.
Первая из них ударяет буквально ниже пояса по приборам и аппаратуре для систем охранной сигнализации (4372), да так, что никаких противодействий против этого удара уже не предвидится. Единственное, что можно предпринять в этом случае, так это разработка и принятие ведомственных заградительных барьеров в виде всяких перечней и дополнительных условий для возможного применения этой продукции.
Вторая позиция (4371) - приборы и аппаратура для систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. С ней несколько сложнее, нельзя сразу отменить обязательную сертификацию, но это до поры до времени. Здесь возникает некая коллизия между указанным постановлением и действующей редакцией Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ (в ред. от 10.07.2012) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно:
- Статья 145. «Подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности».
- Статья 146. «Схемы подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности» раздела VII, главы 33.
При желании, а также и нежелании, эта коллизия может решаться, в том числе и без учета требований «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности», достаточно изменить некие организационные правила или положения в повседневной деятельности сертификационных центров и аккредитованных испытательных лабораторий. Можно просто закрыть глаза на требования закона № 123-ФЗ. Тем более, что из новой редакции ГОСТ Р 53325 «Технические средства пожарной автоматики» исключен термин «сертификационные испытания», чтобы объем этих испытаний можно было как устанавливать, так и не устанавливать при отсутствии желания ежегодным постановлением Правительства.
А вот с учетом пожелания некой группы ответственных работников, которые и протолкнули отмену обязательной сертификации по интересующим нас позициям, может быть подготовлена чисто техническая поправка в закон № 123-ФЗ, исключающая из этого закона статьи 145 и 146. Эта поправка может быть рассмотрена и утверждена сразу в трех чтениях в пакете с другими поправками, которых как всегда великое множество, без особого обсуждения. А основанием и будет постановление Правительства РФ № 182.
Редакция журнала направила в Правительство Российской Федерации просьбу разъяснить его позицию относительно обеспечения безопасности граждан Российской Федерации в части предотвращения пожаров и трагических последствий, связанных с ними. Текст данного письма мы приводим здесь полностью. Но до выхода номера журнала в печать так ответа мы и не получили.
Примерно такое же по содержанию письмо было отправлено в Министерство по чрезвычайным ситуациям. Результат аналогичен, но в устной форме было получено заверение, что пока вроде ничего не меняется.
Да, редакция журнала прекрасно понимает, что ничего сразу после выхода указанного постановления Правительства не произойдет в повседневной жизни наших граждан. Но рано или поздно возможность выбора применения технических средств пожарной автоматики по критерию минимальной цены, принятому в нашей стране, заставят даже добросовестных производителей отказаться от проведения обязательной сертификации своей продукции в условиях аккредитованных испытательных лабораторий. Более того, на отечественном рынке появится целый арсенал продукции, лишь имитирующей основные возможности средств пожарной автоматики, от внезапно появившихся ниоткуда фирм-однодневок без адреса и каких-либо реквизитов. В большой почет войдут муляжи. В итоге мы столкнемся с необходимостью срочно исправлять ситуацию, но денег на это уже не будет предусмотрено ни в каком бюджете.
В итоге, как всегда - хотели как лучше, а получилось...
Будем надеяться, что хоть на каком-то этапе борьбы с обязательной сертификацией в области пожарной безопасности разум восторжествует.
Исходящий № 38 от 29.04.2013
Правительство Российской Федерации
От редакции журнала «Алгоритм безопасности»
свидетельство о регистрации СМИ ПИ № 77-11154 от 19 ноября 2001 года
4 марта 2013 года Правительство Российской Федерации приняло постановление № 182 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 1 ДЕКАБРЯ 2009 г. № 982»
Редакция журнала «Алгоритм безопасности» просит предоставить пояснения к некоторым пунктам данного постановления.
1. В тексте постановления № 182 мы читаем следующее: «в) разделы 3550, 3558, 4012, 4013, 4020-4040, 42284274, 4371-4381, 5150, 5155, 5156, 6581-6810, 7031-7033, 9620, 9638, 9639, 9682 и 9685 исключить». В соответствии с постановлением № 982 раздел 4371 - это «Приборы и аппаратура для систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации». Таким образом, отменена обязательная сертификация данного вида оборудования. Редакция журнала просит разъяснить правила применения вышеуказанного пункта постановления № 182 от 04.03.2013 в связи с несоответствием действующей редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно: «Раздел VII. ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ (ПРОДУКЦИИ) ТРЕБОВАНИЯМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, Глава 33. ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ (ПРОДУКЦИИ) ТРЕБОВАНИЯМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, Статья 145. Подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности и Статья 146. Схемы подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности».
2. Редакция журнала просит разъяснить позицию Правительства Российской Федерации относительно обеспечения безопасности граждан Российской Федерации в части предотвращения пожаров и трагических последствий, связанных с ними. Статистика гибели людей при пожарах в РФ неутешительная. На протяжении последних лет внесены серьезные изменения в законодательство, позволяющие надеяться на улучшение ситуации. В настоящий момент ответственность за обеспечение пожарной безопасности возложена на владельцев объектов. Это стимулировало более ответственное отношение к данному вопросу. Создан институт пожарного аудита и расчета пожарных рисков.
Однако в связи с принятием постановления № 182 от 04.03.2013 декларирование пожарной безопасности со стороны владельцев объектов теряет свою достоверность по причине отсутствия самого главного фактора - невозможности подтвердить пригодность приборов и аппаратуры для систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации для выполнения их целевых задач. При этом сохраняется уголовная ответственность владельцев объектов за последствия пожаров.
3. Редакция журнала просит пояснить, попадает ли оборудование, применяемое для противопожарной защиты, в том числе приборы пожарной автоматики, под особый контроль государства, как обеспечивающее безопасность граждан Российской Федерации. В отличие от множества имеющихся всевозможных технических средств, серийно выпускающихся промышленностью (телевизоры, компьютеры, видеокамеры электроплиты, кофеварки и т.п.), в области пожарной автоматики (АУПТ и АУПС) убедиться в их пригодности для дальнейшего целевого применения можно только двумя способами:
- в процессе сертификационных испытаний, для чего должны применяться специализированные средства измерений и испытательные стенды, как это делается во всех без исключения странах мира;
- по результатам пожаров на объектах, на которых те или иные средства были задействованы.
Затраты на первый способ испытаний закладываются в конечную цену серийной продукции и не несут какой-либо серьезной финансовой нагрузки для конечных потребителей. При этом проверяются возможности обнаружения возгораний на ранних этапах, возможности гарантированного при любых обстоятельствах оповещения о пожаре всех людей на объектах, обеспечение работоспособности технических средств, в том числе противодымной вентиляции в условиях повышенной температуры и других опасных факторов пожара (ОФП), возможность гарантированно обеспечивать подачу необходимого количества огнетушащего вещества в зону возгорания, возможность требуемого дозирования необходимых добавок в огнетушащее вещество (водо-пенные ОТВ) и т.п.
Второй способ проверки связан с риском для жизни недопустимого количества людей и может привести к катастрофическим масштабам материальных потерь для страны в целом.
С1 января 2014 года вступает в силу новая редакция национального стандарта ГОСТ Р 53325-2012 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний». Данная редакция является практически на 100 % гармонизированной с европейскими стандартами серии EN 54 «Системы пожарной сигнализации». В этой ситуации наши отечественные подходы к качеству выпускаемых технических средств пожарной автоматики и методики их испытаний становятся полностью идентичными общеевропейским требованиям, что позволяет говорить о больших достижениях нашей промышленности в данной области за последние 10-15 лет.
Было бы крупнейшей ошибкой оставить производство продукции противопожарного назначения без должного контроля со стороны органов стандартизации.
Редакция журнала просит предоставить материал для публикации в соответствии с данным запросом. Наше обращение носит открытый характер и планируется к публикации в журнале «Алгоритм безопасности» в июне 2013 года.
Главный редактор журнала «Алгоритм безопасности» Виноградова Елена Валерьевна
Ответ МЧС >>>
Редакция выражает благодарность заместителю директора Департамента надзорной деятельности МЧС России Макаревичу А.А. за однозначные и развернутые разъяснения.