Роль частной мониторинговой компании в решении задач муниципального образования

Копытова Ольга Андреевна, исполнительный директор Safe City 112

В успешной деятельности любого муниципального образования большую роль играет обеспечение безопасности, создание условий для комфортного проживания жителей и выявление различного рода административных и криминальных нарушений.

Если брать в качестве примера Ленинградскую область, то в ней есть как небольшие города, так и поселковые образования, дачные, коттеджные, а также промышленные зоны, порты, различные транспортные узлы и магистрали, сельскохозяйственные и лесные угодья. Соответственно, список обязанностей администрации очень обширный.

Но недостаток количественного состава сил полиции и других контролирующих органов, предназначенных для предупреждения и выявления различного рода угроз и правонарушений, мешает оперативному принятию мер и своевременному оказанию помощи.

Однако привлечение частных мониторинговых компаний может существенно и положительно повлиять на выполнение обязанностей соответствующими службами муниципального образования, и тем самым повысить качество жизни его жителей, создать лучшие условия для бизнеса.

Какие же предпосылки существуют для создания таких партнерских отношений? Мониторинговая компания по роду своей деятельности имеет современное и достаточно разнообразное техническое оснащение. Развернутые пульты дают возможность принимать извещения от различных охранных систем и технологических датчиков. Кроме этого, современное оборудование позволяет осуществлять видеонаблюдение как в дежурном режиме, так и в режиме предоставления видеоархивов для расследования различных инцидентов. Полное владение специалистами мониторинговой компании особенностями организации каналов связи предоставляет возможность качественно и оперативно не только собирать и обрабатывать сигналы на пульте, но и передавать по запросу структурированную информацию на удаленные посты соответствующих органов администрации и силовых структур. Централизованный мониторинг объектов предоставляет следующие возможности:

- управление безопасностью объектов на значительных территориях;
- круглосуточный мониторинг состояния и режимов систем безопасности объектов;
- сочетание услуги мониторинга с оперативным видеонаблюдением;
- существенное повышение качества обработки тревоги;
- эффективное взаимодействие с правоохранительными органами и другими специализированными организациями и ведомствами;
- возможность принимать сигналы со всех производимых на сегодняшний день систем безопасности;
- возможность принимать сигналы с систем, применяемых подразделениями вневедомственной охраны, что позволяет избежать дополнительных затрат на переоснащение охранной системы.

Сочетание взаимодействия правоохранительных органов с частными мониторинговыми компаниями и областными администрациями, контролируемыми и направляемыми правительством Области, позволит с меньшими затратами решать важные государственные задачи создания условий для проживания, развития бизнеса и экономики.

Такое взаимодействие наиболее выгодно, если осуществляется на базе комплексной программы. Приведем наиболее актуальные задачи, которые должны лечь в основу развития такой программы:

- Определить по согласованию с правоохранительными органами и областными администрациями наиболее криминогенные зоны для установки
технических средств безопасности и порядок общего взаимодействия.
- Подключить областные объекты различного назначения на мониторинговый центр. Современное техническое оборудование и варианты решений
это позволяют. Администрации районов Области могут оказать необходимое содействие в данном вопросе.
- Составить и согласовать с заинтересованными сторонами план поэтапного размещения в районах Области систем безопасности, до полного охвата всей территории, с целью выявления угроз по тревожным сигналам систем безопасности, подключенным к мониторинговому центру.
- Разработать варианты технических решений для особых случаев и мест, где есть проблемы с отключениями электропитания и колебаниями температуры.
- Подготовить и согласовать с администрациями предложения по организации, а также установке систем местного и удаленного видеонаблюдения – контроля въезда/выезда транспортных средств на территории дачных хозяйств и коттеджных поселений, в том числе, с передачей информации на мониторинговый центр.
- Разработать при участии комитетов Правительства области, местных администраций и экспертов различных организаций проект концепции безопасности.

Кроме вопросов обеспечения безопасности в программу можно включить и решение задач автоматизации, связанной с жилыми зданиями и объектами различного назначения, в том числе и административными. Современное оборудование позволяет не только вести учет и контроль состояния данных объектов, но и применять системы управления и тревожной сигнализации. В этом случае на пульт мониторинговой компании можно возложить следующие задачи:

- контроль датчиков газа и затопления, с блокировкой коммуникаций в аварийных ситуациях;
- учет расхода и управление электроустановками и освещением;
- удаленное и локальное управление системами автоматики зданий и сооружений;
- контроль служебных и рабочих помещений служб ЖКХ (чердаки, подвалы, лифтовые, подсобки и т.п.);
- контроль заброшенных объектов.

В рамках единой концепции можно предусмотреть и решение многих социальных задач. Мониторинговая компания может оказать целый комплекс услуг:

- Организация предоставления оперативной медицинской помощи определенной категории пожилых и больных людей через связь с диспетчерской службой мониторингового центра. Техническое решение персонального носимого тревожного устройства связи разработано и испытано.
- Контроль и повышение уровня безопасности учебных заведений, детских домов, детских лагерей, пансионатов, медицинских служб и т.п.
- Установка тревожных кнопок и видеокамер в общественных местах: во дворах многоквартирных домов; на информационных стендах в парках и скверах; на остановках общественного транспорта, на участках дорог повышенной аварийности и т.п. 

Следующим пунктом, для организации взаимодействия администрации и мониторингового центра, может быть контроль экологической обстановки. Концепция должна включать обеспечение безопасности объектов, аварии на которых могут привести к экологическим катастрофам: промышленные зоны предприятий; заправочные станции; склады и т.п. В этом случае установка и подключение систем безопасности данных объектов к мониторинговому центру позволяет вести постоянный контроль и мониторинг экологической ситуации, дистанционно управлять техническими системами предотвращения аварийных ситуаций, осуществлять оперативную связь с необходимыми службами и даже организовывать дополнительное реагирование службами мониторинговой компании. Особой проблемой областных властей являются незаконные свалки. Установка видеокамер в таких местах позволит выявить нарушителей и привлечь их к ответственности.

И, конечно, нельзя исключить из программы вопросы пожарной безопасности. Территориальная удаленность объектов, присущая областным муниципальным образованиям, большое количество объектов частного сектора повышенной пожарной опасности, возможность пожаров в лесах, на свалках и заброшенных объектах – раннее обнаружение возгорания становится приоритетным. Вывод сигнала тревоги от систем пожарной сигнализации на пульт мониторинговой компании с оперативной передачей информации в подразделения МЧС не только позволяет бороться с развитием пожара и предотвращать гибель людей, но и сокращает расходы муниципального образования на содержание противопожарных служб. В дополнение к классическим системам сигнализации очень эффективным методом обнаружения возгорания являются интеллектуальные системы видеонаблюдения со встроенной видеоаналитикой. С выводом изображения на экраны дежурной службы мониторингового центра не только повышается оперативность реагирования – постоянный видеомониторинг горящего объекта, выявление новых зон возгорания, оценка степени развития пожара оказывают неоценимую помощь в повышении эффективности тушения. Для объектов, не оборудованных сигнализацией, для выявления лесных пожаров и пожаров на различных территориях необходимо устанавливать видеокамеры на вышках компаний сотовой связи с передачей сигнала на пульт.

ВЫВОДЫ

Применяемые в работе мониторингового центра инновационные технологии, многоканальность передачи данных, показатели энергобезопасности, телекоммуникационные характеристики, защищенность каналов информации и высокая производительность серверов выводят управление безопасностью на новый уровень.

Для взаимодействия мониторингового центра и администрации необходимо создать отделы, которые будут принимать информацию от операторов мониторингового центра.

Это могут быть отделы трех направлений:

- отдел по криминальным угрозам и административным правонарушениям;
- отдел по выявлении пожаров и экологических угроз;
- отдел по работе с населением.

Мониторинговый центр осуществляет структурирование получаемой на пульт информации и передачу данных в соответствующий отдел по согласованному протоколу взаимодействия.

Таким образом, муниципальное подразделение получает эффективный инструмент. А функции, которые он может выполнять, практически неограничены, их состав формируется индивидуально под задачи конкретной администрации и очень гибко и оперативно изменяется при необходимости.

Информация и фото с https://algoritm.org/arch/arch.php?id=98&a=2391