Системы пожарной сигнализации традиционно отличаются определенным консерватизмом: новые технологии, ставшие стандартом уже во многих областях, очень осторожно прокладывают себе дорогу в системах, обеспечивающих защиту людей и материальных ценностей от пожара. Причины этого кроются в огромной ответственности разработчиков и производителей – любое решение должно быть точно выверено, отработано и тщательно протестировано. Такая скрупулезная работа требует, помимо всего прочего, значительных финансовых затрат, окупаемость которых может растянуться на довольно долгий период.
Многие ведущие производители систем пожарной сигнализации уже пришли к пониманию, что рынок систем противопожарной защиты испытывает давление со стороны и заказчиков, и инсталляторов, и пользователей, которые вполне справедливо ожидают от этих систем такого же сервиса и комфорта, как и от прочих современных инженерных систем.
Сегодня есть несколько важнейших вопросов, решение которых с применением IP-технологий наиболее целесообразно и востребовано:
Информация о событиях в системе пожарной сигнализации должна одновременно передаваться большому числу ответственных лиц: сотрудникам дежурной службы, сотрудникам службы эксплуатации, а также сотрудникам подрядной организации, отвечающей за техническое обслуживание системы.
Если дежурная служба всегда пребывает на месте и полностью обеспечена устройствами контроля (пульты управления, АРМ), то сотрудники службы эксплуатации, а тем более подрядной организации, могут находиться в любой точке объекта или даже за его переделами, и оперативно передать им необходимую информацию традиционными средствами крайне сложно.
Применяя решения на базе IP-технологий, есть возможность незамедлительно транслировать сообщения:
Передача информации таким способом означает также автоматическое протоколирование факта передачи (время передачи информации, время приема, какие меры были приняты, какие не были и т.д.), что важно для дальнейшего анализа развития событий.
Получив сообщение, ответственный специалист может перейти к следующему шагу – подробно ознакомиться с текущим состоянием системы и определить дальнейшие действия.
Находясь на территории объекта, а тем более – за его территорией, на другом объекте, в другом часовом поясе или в другой стране, специалисту сложно получить достоверную информацию о реально произошедших событиях, посмотреть протокол событий и изучить текущее состояние различных элементов системы. Кроме того, практически невозможно принять меры – отключить неисправные элементы, перевести их в альтернативный режим и т.д.
Только IP-технологии и Интернет позволяют выполнять подобные операции с такой же легкостью, как если бы специалист находился на самом объекте, рядом с АРМ или пультом управления.
Активируя на своем компьютере или даже на смартфоне виртуальный пульт управления, специалист получает необходимый доступ к системе, что важно, в привычном ему формате, так как виртуальный пульт управления полностью идентичен стандартному, установленному на объекте.
Для системы такое подключение аналогично доступу к системе обычного пользователя с собственным паролем, определенными правами и ограничениями. Все действия этого пользователя стандартно протоколируются системой.
Выезжая на объект для проведения планового технического обслуживания, подрядная организация зачастую не знает, с какими проблемами и сложностями может столкнуться: что-то не работает, что-то требует замены, с некоторыми возникшими неисправностями вообще разобраться на месте не представляется возможным. Положение может усугубить и удаленное расположение объекта, и ограниченное время, отпущенное на проведение работ. А если объект расположен в труднодоступном районе, то следующая поездка на объект вообще может состояться через неопределенное время.
Используя IP-технологии, специалист подключается к системе удаленно и проводит диагностику, не выезжая из своего офиса, находясь в комфортных условиях, имея под рукой необходимую документацию, программное обеспечение и помощь квалифицированных коллег.
Удаленный доступ позволяет получить следующую информацию в полном объеме:
Результаты тестирования могут быть оформлены в виде стандартного отчета и высланы заказчику по электронной почте. Кроме того, при наличии прав специалист имеет возможность:
Значительное число корпоративных заказчиков уже осознали преимущества унификации подходов к построению инженерных систем на своих объектах. Тесная работа с производителями, предлагающими передовые технические решения, позволяет создать на объектах максимально эффективные системы как с технической, так и с экономической точки зрения.
Важнейшими показателями эффективности системы являются:
Устанавливая на объектах, расположенных в разных регионах страны или даже в разных странах, системы пожарной сигнализации, поддерживающие сетевые IP-технологии, заказчик успешно решает все эти задачи. IP-системы функционируют в едином информационном пространстве, что позволяет обеспечить доступ к информации из любой точки: на местном уровне (объект), на локальном уровне (регион) и на уровне центрального офиса (все объекты).
Онлайн-контроль работоспособности систем со стороны специалистов заказчика и подрядных организаций обеспечивает мгновенное получение информации о событиях в системе, полноценный доступ к системе напрямую из сервисных центров подрядчиков без необходимости выезда квалифицированного специалиста на объект.
Удаленные диагностика и проведение полного комплекса работ по техническому обслуживанию значительно сокращают стоимость проведения таких работ.
Онлайн-поддержка производителя
Как правило, заказчик интересуется конкретным производителем системы, которую предлагает ему подрядчик, в трех случаях:
Кроме того, как и любая современная высокотехнологическая система, пожарная сигнализация требует периодического обновления программного обеспечения, установленного на объекте, изменения прошивки отдельных компонентов и т.д. Это связано как с выявлением ошибок, от которых никто не застрахован, так и с появлением новых функций в системе и в компонентах.
Во всех этих случаях производитель IP-системы может оказывать помощь заказчику и подрядчику, развернув специализированные сервисные центры как в своем центральном офисе, так и в региональных филиалах. Имея в своем распоряжении возможность удаленного подключения к системам, которые ставят различные подрядчики различным заказчикам, производитель может обеспечить:
Таким образом, заказчик получает уверенность, что он никогда не останется один на один с возникшими проблемами, что бы ни случилось – производитель в любой момент готов прийти ему на помощь.
Необходимо отметить важный момент, связанный с использованием IP-технологий в системах пожарной сигнализации: обеспечение безопасности при подключении к системе и выполнении каких-либо работ с системой. Подобные вопросы давно уже хорошо проработаны и имеют стандартное решение – использование службы S2Service, постоянно функционирующей в Интернете.
Соединение систем пожарной сигнализации с S2Service и далее – с сервисными компьютерами и мобильными устройствами – осуществляется посредством защищенной виртуальной сети VPN с применением специализированных маршрутизаторов. Для подключения к ресурсу S2Service используется VPN-сертификат.
Кроме того, получив доступ к системе пожарной сигнализации через защищенное соединение, клиент должен указать свои имя и пароль, которые заранее описываются при установке системы. После этого удаленный клиент становится стандартным пользователем, права и ограничения которого заранее определяются при программировании системы.
Таким образом, реализуется двухуровневая концепция безопасности:
Естественно, что должна быть обеспечена возможность создания для каждой отдельной системы своего списка удаленных пользователей, а для каждого такого пользователя – своей учетной записи, содержащей уникальное имя, пароль, права и ограничения для работы именно с этой системой.
IP-технологии и облачные сервисы стали реальностью и неотъемлемой частью всех современных инженерных систем и нашей жизни вообще. Нравится нам это или нет, но рынок диктует необходимость технологического развития именно в этих направлениях. Желая добиться успеха, приходится учитывать данный фактор – и производителям, и заказчикам, и подрядчикам.