Выбор систем аварийного оповещения и музыкальной трансляции для гостиничных комплексов – что не забыть учесть при проектировании?

Анисимова Светлана Викторовна

маркетинг-менеджер по продукту коммуникационные системы, Bosch Системы Безопасности

В рамках тематического номера, посвященного безопасности жилых и малых объектов, мы рассмотрим гостиницы, как один из самых интересных примеров с точки зрения выбора СОУЭ и систем звукового сопровождения.

В данной статье мы перечислим общие и индивидуальные особенности разнообразных гостиничных комплексов, а также типовые требования, которые следует учитывать при проектировании систем речевого аварийного оповещения и звуковой трансляции. Мы оформим наше повествование в виде квеста, где выбор правильного звукового решения - это игра, включающая несколько задач разных уровней сложности, и где игроку нужно проявить смекалку и преодолеть разного рода трудности, чтобы достичь желаемого результата и избежать «шагов назад». Интерактивность квеста обеспечивается техническим заданием и переговорами с владельцем гостиницы, а в качестве игрока выступает проектировщик или интегратор, отгадывающий «загадки». В результате «квеста» должно получиться оптимальное решение для звукового оснащения гостиницы,учитывающее действующие стандарты и нормы пожарной безопасности, технические требования и пожелания заказчика.

ШАГ 1.

«С ЧЕМ ИМЕЕМ ДЕЛО?» ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЗОВЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СОУЭ

Для начала игроку нужно определить начальные условия: «С чем имеем дело?» Тип системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) определяется по вместимости и этажности, согласно СП 3.13130.2009 для категории зданий «Гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпинги, мотели и пансионаты», следующим образом: для небольшой гостиницы вместимостью до 50 человек и числом этажей до трех - это будет второй тип, для среднего по размеру отеля этажностью от 3-х до 9-ти - это будет третий тип, а для крупного гостиничного комплекса с числом этажей более 9 - 4-й или 5-й тип СОУЭ. При этом не забываем, что большой современный гостиничный комплекс может представлять собой довольно разноплановую инфраструктуру с точки зрения определения типа СОУЭ: помимо собственно жилого сектора (номерного фонда) в гостинице всегда имеются предприятия общественного питания (рестораны, бары, столовая обслуживающего персонала), сферы бытовых услуг (салоны красоты, химчистки), сувенирные и прочие магазины, конференц-залы и спортивные сооружения в здании и на прилегающей территории (тренажерный зал, бассейн, теннисный корт). Все вышеперечисленные предприятия относятся к различным группам сооружений по нормам СОУЭ и, соответственно, требуют создания системы оповещения определенного типа со своими характеристиками, если их локация носит выраженный обособленный характер. Наличие тех или иных характеристик у различных типов СОУЭ и определит базовые функциональные требования. Например, для малоэтажного небольшого отеля с СОУЭ второго типа можно ограничиться звуковым способом оповещения и без разделения здания на зоны пожарного оповещения. Разделение на зоны также лишь допускается для 3-го типа СОУЭ, то есть это не требуется жестко для гостиниц до 9 этажей. Здесь наш коварный квест может завести нас не по тому маршруту, если мы будем слепо следовать лишь требованиям, прописанным в своде правил. Понятно, что на практике лучше не ограничиваться только звуковым оповещением (звуковыми сиренами) даже для совсем небольшой гостиницы: для предотвращения паники во время возникновения пожарной тревоги и обеспечения быстрой эвакуации из здания гостям отеля потребуется трансляция четких речевых инструкций, особенно если тревога застала их врасплох ночью. Также сложно себе представить отсутствие разделения на зоны пожарного оповещения в многоэтажной гостинице: в большинстве случаев алгоритм автоматического оповещения об аварии предусматривает сначала оповещение персонала, а потом уже гостей, независимо от размеров гостиницы. Аналогично, координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре, требуется только для 5-го типа (гостиниц выше 9 этажей), но в современном мире, с ростом уровня угроз, это требование логично применить и для СОУЭ более «младшего» типа. Итак, на данном этапе решения нашей головоломки делаем вывод, что базовые требования, прописанные в нормах, являются минимальными и не всегда достаточными. И если по техническому заданию и пожеланиям заказчика «просится» другой тип СОУЭ, то это не противоречит тем же самым СП 3.13130.2009 и может быть применено: «Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий (сооружений) при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей».

ШАГ 2.

«ОПРЕДЕЛЯЕМ РАЗМАХ» ВЫБОР СТРУКТУРЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ И ПРОТОКОЛОВ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

Далее, определившись более-менее с типом СОУЭ, перейдем к следующей загадке -выбору структуры построения системы. Неважно, маленькая гостиница или большая, рекомендации для выбора топологии построения будут одинаковыми: должна быть система с возможностью простого масштабирования и эффективным распределением мощности звуковых усилителей между зонами оповещения. У производителей трансляционного звукового оборудования и систем аварийного оповещения встречаются, как правило, два типа структурного построения систем.

Тип «релейное переключение» можно охарактеризовать как «сначала усиливаем, затем распределяем», где звуковой сигнал оповещения поступает с усилителя мощности на некое устройство коммутации по зонам (маршрутизатор, релейный блок и т. п.). Этот тип построения системы предусматривает наращивание по зонам за счет добавления блоков коммутации и усилителей. Подходит такая топология для малых и средних гостиниц, так как позволяет наиболее эффективно распределить мощность одного усилителя в многочисленные зоны оповещения.

Совет: если на этапе проектирования вы заложите небольшой запас по мощности и количеству зон коммутации, то добавление новой зоны в будущем, например, обеденной зоны на террасе, или перераспределение уже имеющихся зон, вроде вынесения небольшого магазина внутри здания гостиницы в отдельную зону, не потребует дополнительных инвестиций. Этот тип является самым экономичным, но имеет существенное ограничение, с которым вы столкнетесь на шаге № 3 нашего квеста, когда речь зайдет об объединении СОУЭ с системой музыкальной трансляции. Ограничение обусловлено тем, что зоны оповещения «делят» общий усилитель, то есть в них всегда будет воспроизводиться одинаковый сигнал одновременно: одни и те же речевые объявления, одна и та же музыка, при этом в одно-канальном режиме музыка будет прерываться во всех зонах во время подачи объявлений. Так как это недопустимо в зонах с индивидуальной музыкальной трансляцией, лучше выбрать систему с другой топологией или такую систему, которая позволяет отделить «музыкальные» зоны путем добавления усилителей мощности для поддержания непрерывной музыкальной трансляции.

Другим типом структурного построения системы является «прямая» топология, то есть когда сначала звуковой сигнал направляется в зону, и там уже предусмотрено его усиление до высокого уровня 100 В. Таким образом, каждая зона оповещения требует своего усилителя мощности. Этот вариант больше подходит для крупных гостиниц, так как, чтобы быть эффективным и экономичным, мощность зоны должна быть достаточно большой (несколько десятков/сотен ватт), иначе нерентабельно тратить мощность целого канала усиления, если она будет расходована незначительно. При этом данная структура также позволяет легко масштабировать систему простым добавлением усилителей и является наиболее гибкой с точки зрения маршрутизации различных звуковых программ. Все зоны будут независимы друг от друга в плане трансляции источников звука.

В идеале для гостиницы нужно найти такую систему, которая позволит использовать в построении одновременно обе топологии и их комбинацию: и с «дроблением мощности» по зонам для речевых зон, и с индивидуальным усилением для зон с музыкальной трансляцией. Такие системы на рынке присутствуют.

На этапе выбора системы несколько слов стоит сказать о «трассе» передачи аудиосигналов и сигналов управления. На это стоит обратить внимание, если вы выбираете оборудование для систем с удаленным размещением, то есть для крупных многокорпусных гостиничных комплексов. В таких комплексах нужно обязательно предусмотреть линию мониторинга и аудиосвязи для отслеживания ситуации на всей территории комплекса. Сейчас все чаще встречаются системы с активным применением сетей Ethernet для выполнения этих функций. Это удобно, так как помимо дистанционного управления вы получаете экономию за счет использования стандартных кабельных сетей на объекте. Здесь сделаем небольшое предупреждение: важно сразу решить, какое качество аудиосигналов вы хотите получить при передаче по Ethernet-сетям между звеньями вашей системы. Если речь идет об обмене только речевыми объявлениями, то достаточно будет VoIP - качества интернет-телефонии. Чтобы сохранить высокое качество звучания музыкальной трансляции при передаче между корпусами, используйте протоколы передачи профессионального аудио в цифровом формате - Dante, Cobranet, OMNEO. Эти протоколы гарантируют высокое качество звука, а протокол OMNEO ко всему прочему позволяет передавать данные управления и мониторинга, отслеживает статус доставки информации, что делает возможным его применение в системах аварийного оповещения в качестве основного протокола. Очень низкие сетевые задержки протокола OMNEO не позволят потеряться важному объявлению, а наличие шифрования при кодировании сигналов по умолчанию обезопасит систему от взлома и несанкционированного доступа (см. шаг № 4).

Совет: уточняйте у производителя техники СОУЭ, заявляющего «у нас все передается по сетям», что именно под этим подразумевается, и какой протокол используется.

Еще один вопрос встает на этапе выбора архитектуры системы - возможности и гибкость интеграции с другими инженерными системами. Самая необходимая интеграция СОУЭ, конечно, будет с системой пожарной сигнализации, так как она ей подчиняется в работе. Для небольшой и средней по размеру гостиницы можно ограничиться «классикой жанра» - приемом команд для запуска оповещения от системы ПС в виде релейного срабатывания. Для крупного гостиничного комплекса, в силу сложного и многоуровневого алгоритма оповещения, при таком способе интеграции количество проводов между СОУЭ и ПС возрастет многократно. Поэтому для большой гостиницы рекомендуется найти оборудование, способное реализовать более интеллектуальное решение - прием команд от сторонних инженерных систем безопасности здания и автоматизации по открытому интерфейсу по TCP/IP.

ШАГ 3.

«ОБЪЕДИНЯТЬ ИЛИ НЕ ОБЪЕДИНЯТЬ?» СОВМЕЩЕНИЕ СОУЭ И СИСТЕМЫ ФОНОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТРАНСЛЯЦИИ

Вы - крутой инженер-проектировщик, который вроде успешно разобрался с шагом № 2 нашей игры и выбрал подходящую архитектуру построения для СОУЭ в гостинице, но тут встает вопрос: «А что делать с пожеланиями заказчика по организации фоновой музыкальной трансляции и локального озвучивания зон?»

Вспоминаем требования к проектированию и монтажу систем электросвязи, в частности, систем звукового обеспечения, устанавливаемых в гостиницах, санаториях, досугово-развлекательных учреждениях, представленные в СП 133.13330.2012, СП 134.13330.2012, СП 3.13130.2009 и других нормативных документах:

■ Системы местного проводного вещания в зданиях гостиниц, административных, общественных и корпоративных зданиях, а также в зданиях банков можно объединять с системами оповещения и управления эвакуацией, а также с радиотрансляцией, при этом необходимо обеспечить приоритет сообщений системы оповещения.

■ При наличии на объекте отдельных систем озвучивания и оповещения система звукового обеспечения должна отключаться при срабатывании системы оповещения.

■ Допускается объединение систем озвучивания и оповещения, при этом информация оповещения должна иметь приоритет перед другими видами трансляции.

Отсюда делаем вывод: единая система трансляции фоновой музыки и аварийных сигналов тревожного оповещения допускается, если выполняет все требуемые функции. И тут возможны два пути объединения. Если ваша компания разрабатывает звуковое решение по СОУЭ в составе комплекса систем безопасности, то, как правило, вас больше заботит интеграция системы с пожарной сигнализацией и реализация алгоритма пожарного оповещения. Да, вы заложите в проект несколько источников музыки для фоновой трансляции в публичных зонах и заранее укажете заказчику, какие выходы СОУЭ можно задействовать для интеграции с локальными системами звукоусиления в будущем, но для проработки решения по локальному озвучиванию, с учетом всех акустических особенностей озвучиваемых помещений, заказчик вероятнее всего пригласит другую компанию, работающую на рынке профессионального звука. Связано это со спецификой озвучивания таких обособленных музыкальных зон внутри гостиничного комплекса, как бассейн, спа-салон, фитнес-центр, рестораны, бары, дискотеки и другие развлекательные зоны, а также конференц-залы. Дело в том, что для каждой из этих зон должна строиться отдельная система со своими источниками музыки и объявлений и индивидуальными требованиями к качеству звучания. А это значит, что в зонах с повышенными требованиями к качеству звучания мы с большой долей вероятности увидим много разнообразных акустических систем и громкоговорителей -часть будет подключена к СОУЭ, а часть -к локальной системе звукоусиления. Это непременно «порадует» и дизайнера интерьера, и заказчика.

Второй путь решения задачи, который поможет немного сберечь нервные клетки дизайнера, - это изначальный выбор системы с качеством звучания, соответствующим классу профессионального звука, которая позволяет гибким образом масштабироваться, поддерживает удаленное расположение усилителей и других устройств и выполняет функции системы оповещения (проверим, что мы выбрали на шаге № 2). Эта система должна обеспечивать разграничение прав доступа как к оборудованию, так и к каналам трансляции. Плюсом такого решения будет то, что дежурный в центральной диспетчерской сможет оперативно отслеживать работоспособность всех удаленных локальных систем на своем АРМ управления. Вторым преимуществом единой системы озвучивания является возможность подключения высококачественных музыкальных громкоговорителей и более бюджетных речевых оповещателей в разных зонах в зависимости от требования к качеству звучания.Такое решение позволит сэкономить и значительно снизить эксплуатационные расходы в будущем, особенно расходы на энергопотребление, так как усилителей мощности потребуется гораздо меньше.

Сразу стоит предупредить, что единая система аварийного оповещения и музыкальной трансляции не сможет включить в свой состав самые мощные дискотечные акустические системы, поскольку они не смогут выполнить все требования ГОСТ Р 53325 и СП 3.13130, предъявляемые к конструктиву пожарных оповещателей и их стойкости к внешним воздействующим факторам. Звуковая колонка высокой мощности даже в корпусе из огнестойкого пластика вряд ли выполнит требование по сохранению работоспособности, когда она должна будет выдавать сигнал без искажений на полную мощность при температуре среды 55° С в течение не менее 2 часов. Так что самые мощные системы звукоусиления должны выноситься в отдельные системы профессионального аудио и объединяться с СОУЭ по приоритетному сигналу, как описано в первом варианте.

ШАГ 4.

«С НАМИ БЕЗОПАСНО» ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОГО УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСТЕЙ И ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА

Гостиничный бизнес отличается высоким уровнем конкуренции. Здесь мелочей не бывает. Владелец гостиницы должен быть уверен, что выбранные инженерные решения не приведут к экономическим или репутационным потерям ни при каких обстоятельствах и ситуациях. Обеспечение безопасности пребывания гостей и персонала гостиницы -один из приоритетов. Перечислим общие требования, предъявляемые к системе звуковой аварийной трансляции в плане обеспечения безопасности, которые необходимо учесть при проектировании:

■ Пожарное речевое оповещение, направленное на своевременную и быструю эвакуацию гостей и персонала из здания.

■ Интеграция и автоматическое взаимодействие с другими системами комплекса безопасности (видеонаблюдения, контроля доступа, пожарной сигнализации, управления зданием), направленные на информирование гостей в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

■ Высокая надежность при круглосуточном режиме работы и выполнение постоянного контроля, мониторинга состояния исправности и работоспособности всех компонентов и линий связи.

■ Детальное протоколирование событий ошибок и неисправностей в системе в виде лог-файла, записываемого в память компьютера, и вывод информации об изменении статуса системы и компонентов на панели индикации состояний.

■ Бесперебойная работа в «аварийном» режиме при аварийном отключении основного электропитания.

■ Защита от несанкционированного доступа и взлома, шифрование данных при передаче.

Особенно стоит отметить важность корректной работы СОУЭ и ее взаимодействия с системой пожарной сигнализации в гостинице: ни один клиент не вернется повторно в отель, если запомнит, как его заставили выходить на улицу из-за ложного срабатывания пожарной тревоги.

Совет: не экономьте на интеллектуальных автоматических устройствах (пожарных извещателях и т. д.).

ШАГ 5.

«МЫ ВСЕГДА НА СВЯЗИ» ВНУТРЕННИЕ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ БЫСТРОГО РЕШЕНИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ЗАДАЧ

Следующая задача: менеджмент гостиницы должен иметь возможность оперативно связываться с обслуживающим персоналом. Можно выдать портативные переговорные устройства, но также можно частично задействовать систему звукового оповещения для связи с удаленными площадками, помещениями с повышенным шумом, или, когда сотрудникам неудобно пользоваться мобильной связью - на кухне ресторана руки заняты. Здесь система звуковой трансляции должна отвечать требованиям, связанным с передачей голосовой информации в зоны нахождения персонала и вызова служебных помещений. Рабочие места дежурного по безопасности и администратора гостиницы должны быть оснащены вызывными микрофонными станциями, имеющими селекторы выбора индивидуальных зон и групп зон. Бытует мнение в защиту бюджетных решений СОУЭ, что необязательно и даже нецелесообразно применять разделение объекта на большое количество зон трансляции: якобы тогда оператору придется возиться с громоздкими кнопочными устройствами, и он потеряет на этом больше времени, чтобы передать объявление. Позвольте не согласиться с этим мнением: в современных системах оповещения встречаются гибридные варианты, когда функция выбора зон реализована на программном обеспечении и является частью АРМ оператора, или на вызывной станции имеется набор номера зон, как на телефоне. Так что большое количество зон - не проблема.

ШАГ 6.

«ТЕРРИТОРИЯ ВАШЕГО КОМФОРТА» СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ЖЕЛАНИЕ ОСТАТЬСЯ

Здесь вас владелец гостиницы непременно попросит продумать решение по звуковому оформлению, чтобы гости везде чувствовали себя как дома: и в холле, и в ресторане, и в спа-салоне уровни громкости фоновой музыки должны обеспечивать комфортное нахождение гостей и не мешать работе персонала. На шаге № 3 мы уже осознали, что качество музыкального воспроизведения в разных зонах гостиницы варьируется.

Совет: выбирайте систему, в которой помимо базовых вещей, таких как раздельная регулировка уровня громкости в зонах, стандартные ручные регуляторы частот, имеется возможность цифровой обработки аудиосигналов. Это поможет настроить звук правильно, особенно когда внутренняя планировка гостиницы предполагает многоуровневое пространство с галереями и длинными коридорами.

Для службы эксплуатации и администраторов отеля пользовательский интерфейс систем локального озвучивания должен быть максимально удобным и наглядным и позволять быстро управлять включением и регулировкой громкости музыки, а также отслеживать мониторинг работоспособности.

Для холлов и ресторанов гостиницы обязательно нужно предусмотреть автоматическое изменение громкости трансляции музыки по расписанию: в тихие вечерние и шумные дневные часы громкость должна адаптироваться.

Ну и на данном шаге вспомним еще раз про архитектора и дизайнера интерьеров. Эстетическое восприятие также взаимосвязано с комфортом. Все устанавливаемое в поле зрения гостей звуковое оборудование, включая акустические системы, локальные регуляторы громкости и селекторы каналов музыки, должно иметь компактные размеры, привлекательный дизайн и незаметно вписываться в интерьер.

Совет: в зонах фитнес-центра, спа-салона, где персоналу часто приходится выбирать источник музыки и уровень громкости в присутствии клиентов, выбирайте системы с удаленным управлением звуком через мобильные устройства (планшеты, телефоны и т. д.).

ШАГ 7.

«РЕШЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕДОРОГИМ» КАК ПРАВИЛЬНО РАСПОРЯДИТЬСЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ?

Как вы уже поняли в ходе квеста, для создания системы звуковой трансляции и оповещения, отвечающей современным требованиям,следует учесть много различных факторов и инвестировать немало средств. Вопрос «Как быстро окупить инвестиции, минимизировать стоимость владения и снизить эксплуатационные расходы?»

Здесь можно посоветовать не экономить на технике, особенно на усилителях мощности. Даже если система выполняет только функцию аварийного оповещения и «молчит» практически всю жизнь, это не означает, что на нее не расходуется большое количество электроэнергии в режиме ожидания. Выбирайте усилители класса «D», как наиболее эффективные, с интеллектуальным управлением режимом потребления электроэнергии, включая режим аварийного питания.

Ну и, конечно, выбирайте архитектуру системы, позволяющую расширяться в будущем с минимальными затратами.

ФИНАЛ ИГРЫ

В результате, вы можете считать, что выиграли, если смогли предложить заказчику эффективное системное решение с возможностью наращивания и современным функционалом по приемлемой цене.

Источник: "Алгоритм Безопасности" № 3, 2016 год