Безопасность банка и бакноматов (статьи)

    «Невозможно создать хороший продукт, основываясь на опросах людей или пользуясь фокус-группами. Люди сами не знают, чего они хотят, пока им это не покажешь».
    В последние годы ситуация складывается таким образом, что многие кредитные организации, стремясь максимально расширить возможности и «географию» оказания услуг по дистанционному банковскому обслуживанию своих клиентов, устанавливают банкоматы и платежные терминалы не только в помещениях филиалов банков, но и в самых различных местах массового пребывания граждан, например, в вестибюлях торгово-развлекательных, спортивных и деловых центров, магазинах шаговой доступности, объектах транспортной инфраструктуры, а также в отдельных зонах круглосуточного банковского обслуживания («зонах-24»).
    Отслеживать новые технологические решения по обеспечению безопасности перевозки и хранения денежных средств, анализировать работу подразделений инкассации разных перевозчиков, пилотировать проекты по внедрению инновационных технологий, повышать профессиональный уровень сотрудников – формула успешной организации процесса инкассации в современных условиях. Особое видение защищенных перевозок наличных денежных средств и других материальных ценностей представляет Андрей Новиков, начальник управления инкассации Сбербанка
    Если от СКУД требуется не просто предоставление удобного способа открывания дверей, а реальное разграничение доступа в те или иные помещения, то все перечисленные компоненты СКУД должны обладать равным уровнем надежности и в равной степени обеспечивать защищенность и безопасность объекта.
    Биометрические технологии в области идентификации личности давно стали привычными в СКУД. А что касается банковской сферы - то область их применения расширяется практически ежедневно и не ограничивается системами входа/выхода. Достаточно новый метод идентификации по уникальному рисунку вен ладоней быстро приобретает популярность во всем мире.
    В одном из крупных российских банков, около трех лет назад, произошла такая история: оператор при пересчете денег случайно столкнула пачку пятитысячных купюр в мусорное ведро. Уборщица выкинула его в контейнер, и лишь по счастливой случайности кассирам удалось отыскать пропажу стоимостью 500 000 рублей.
    Прежде всего, сделаем небольшое отступление: в нормативной документации, определяющей требования безопасности, используется термин «учреждения кредитных организаций», а не привычный нам «банки». Но в журнальных материалах мы позволим сделать небольшое допущение и будем пользоваться привычными словосочетаниями. Сложность обеспечения противопожарной защиты банков (учреждений кредитных организаций) определяется наличием большого количества помещений различного функционального назначения, среди которых есть кассовые узлы, имеющие в своем составе места хранения денежных средств и других ценностей, информационно-вычислительные центры, серверные аппаратуры связи и криптозащиты, архивы финансовых документов и т.д. Специфика функционирования вышеперечисленных помещений банков определяет выбор типа пожарных извещателей и их размещения, а также ограничений на вид системы пожаротушения и тип огнетушащего вещества.
    В 2014 году компания «Альтоника Системы Безопасности» начала реализацию проекта по созданию надежной системы защиты банкоматов для московского отделения крупнейшего российского банка. В целях обеспечения устойчивости системы сигнализации к криминальному воздействию было принято решение в дополнение к уже установленной системе передачи извещений, построенной на связи общего пользования, обеспечить дублирование тревожных сигналов по радиоканалу с применением помехоустойчивых технологий.
    В продолжение темы противокриминальной защиты банкоматов, начатой в предыдущей статье «Современная классификация банковских устройств самообслуживания и мест их размещения», опубликованной в № 2 (2015), в данной публикации мы рассмотрим основные категории нарушителей и виды совершаемых ими преступлений на объектах дистанционного банковского обслуживания, а также известные на сегодня способы противодействия таким преступлениям. Анализ статистики преступлений, связанных с противоправными посягательствами на банкоматы (платежные терминалы), позволяет из всего многообразия нарушителей выделить несколько основных категорий.
    В период социально-экономических изменений задача обеспечения безопасности банковских учреждений страны приобретает особую актуальность. Начиная разговор о банках как об объектах обеспечения безопасности, стоит понимать, что банк - это не простое геометрическое пространство с четким периметром, по углам которого достаточно расставить телевизионные камеры с требуемыми углами обзора
    В настоящее время вопрос обеспечения безопасности банковских устройств самообслуживания (БУС), основу которых составляют банкоматы и платежные терминалы, является одним из наиболее актуальных и обсуждаемых на международных форумах и выставках, в профессиональных кругах, средствах массовой информации. И происходит это не случайно.
    Ксения Засецкая, ОАО "АКБ "РосЕвроБанк", рассказывает, в чем особенности банковских объектов с точки зрения оснащения системами контроля доступа, какие плюсы она видит в использовании расширенных функций СКУД, таких как учет рабочего времени, питание сотрудников, свободные места на парковках, интеграция с кадровым, бухгалтерским, управленческим, производственным софтом
    «Внедрение более совершенных компьютерных систем непременно ведет к более рациональному использованию рабочего времени сотрудников».
    Сегодня система видеонаблюдения Агропромбанка в Тирасполе состоит из 370 IP-камер, 150 Web-камер и профессионального программного обеспечения. Система построена на 10 серверах и объединяет 90 офисов банка и 150 платежных терминалов. Об особенностях реализации решения рассказывает заместитель председателя правления ЗАО "Агропромбанк" Сергей Лупашко
    Защита - система мероприятий по обеспечению безопасности объекта, и эти мероприятия можно разделить на профилактические и мероприятия по физической защите. К профилактическим мероприятиям можно отнести все действия, направленные на информирование о способах защиты, с целью внушить мысль о невозможности совершить преступление доступными средствами с приемлемым уровнем риска быть пойманным. К сожалению, если говорить о раскрываемости преступлений, связанных с физическими покушениями на банкоматы, эта составляющая пока работает очень слабо
    За последние 10 лет банковский бизнес в России прошел путь становления и в данный момент по многим стандартам соответствует лучшим мировым практикам. Неотъемлемой частью розничного банковского бизнеса является развитая сеть банкоматов. Она дает клиенту большой комфорт при использовании карточных продуктов банков. Это возможность обналичить, перевести денежные средства, пополнить счет, в том числе и кредитный, совершить платежи в государственные и социальные учреждения, предприятия ЖКХ, коммерческие организации. Список услуг в этой области расширяется каждый день
    В конце декабря 2009 года компания Mitsubishi Electric провела бизнес-форум «Безопасная транзакция». В форуме приняли участие представители служб безопасностей банков. В рамках данного мероприятия представители банковского сообщества имели возможность обсудить инструменты противодействия мошенничествам, связанным с проведением транзакций на банкомате и варианты борьбы с ними с использованием новейших технологий видеонаблюдения.