Безопасность банка и банкоматов

    «Невозможно создать хороший продукт, основываясь на опросах людей или пользуясь фокус-группами. Люди сами не знают, чего они хотят, пока им это не покажешь».
    В последние годы ситуация складывается таким образом, что многие кредитные организации, стремясь максимально расширить возможности и «географию» оказания услуг по дистанционному банковскому обслуживанию своих клиентов, устанавливают банкоматы и платежные терминалы не только в помещениях филиалов банков, но и в самых различных местах массового пребывания граждан, например, в вестибюлях торгово-развлекательных, спортивных и деловых центров, магазинах шаговой доступности, объектах транспортной инфраструктуры, а также в отдельных зонах круглосуточного банковского обслуживания («зонах-24»).
    Отслеживать новые технологические решения по обеспечению безопасности перевозки и хранения денежных средств, анализировать работу подразделений инкассации разных перевозчиков, пилотировать проекты по внедрению инновационных технологий, повышать профессиональный уровень сотрудников – формула успешной организации процесса инкассации в современных условиях. Особое видение защищенных перевозок наличных денежных средств и других материальных ценностей представляет Андрей Новиков, начальник управления инкассации Сбербанка
    Если от СКУД требуется не просто предоставление удобного способа открывания дверей, а реальное разграничение доступа в те или иные помещения, то все перечисленные компоненты СКУД должны обладать равным уровнем надежности и в равной степени обеспечивать защищенность и безопасность объекта.
    Биометрические технологии в области идентификации личности давно стали привычными в СКУД. А что касается банковской сферы - то область их применения расширяется практически ежедневно и не ограничивается системами входа/выхода. Достаточно новый метод идентификации по уникальному рисунку вен ладоней быстро приобретает популярность во всем мире.
    В одном из крупных российских банков, около трех лет назад, произошла такая история: оператор при пересчете денег случайно столкнула пачку пятитысячных купюр в мусорное ведро. Уборщица выкинула его в контейнер, и лишь по счастливой случайности кассирам удалось отыскать пропажу стоимостью 500 000 рублей.
    Прежде всего, сделаем небольшое отступление: в нормативной документации, определяющей требования безопасности, используется термин «учреждения кредитных организаций», а не привычный нам «банки». Но в журнальных материалах мы позволим сделать небольшое допущение и будем пользоваться привычными словосочетаниями. Сложность обеспечения противопожарной защиты банков (учреждений кредитных организаций) определяется наличием большого количества помещений различного функционального назначения, среди которых есть кассовые узлы, имеющие в своем составе места хранения денежных средств и других ценностей, информационно-вычислительные центры, серверные аппаратуры связи и криптозащиты, архивы финансовых документов и т.д. Специфика функционирования вышеперечисленных помещений банков определяет выбор типа пожарных извещателей и их размещения, а также ограничений на вид системы пожаротушения и тип огнетушащего вещества.
    В продолжение темы противокриминальной защиты банкоматов, начатой в предыдущей статье «Современная классификация банковских устройств самообслуживания и мест их размещения», опубликованной в № 2 (2015), в данной публикации мы рассмотрим основные категории нарушителей и виды совершаемых ими преступлений на объектах дистанционного банковского обслуживания, а также известные на сегодня способы противодействия таким преступлениям. Анализ статистики преступлений, связанных с противоправными посягательствами на банкоматы (платежные терминалы), позволяет из всего многообразия нарушителей выделить несколько основных категорий.
    В период социально-экономических изменений задача обеспечения безопасности банковских учреждений страны приобретает особую актуальность. Начиная разговор о банках как об объектах обеспечения безопасности, стоит понимать, что банк - это не простое геометрическое пространство с четким периметром, по углам которого достаточно расставить телевизионные камеры с требуемыми углами обзора
    В настоящее время вопрос обеспечения безопасности банковских устройств самообслуживания (БУС), основу которых составляют банкоматы и платежные терминалы, является одним из наиболее актуальных и обсуждаемых на международных форумах и выставках, в профессиональных кругах, средствах массовой информации. И происходит это не случайно.
    Ксения Засецкая, ОАО "АКБ "РосЕвроБанк", рассказывает, в чем особенности банковских объектов с точки зрения оснащения системами контроля доступа, какие плюсы она видит в использовании расширенных функций СКУД, таких как учет рабочего времени, питание сотрудников, свободные места на парковках, интеграция с кадровым, бухгалтерским, управленческим, производственным софтом
    «Внедрение более совершенных компьютерных систем непременно ведет к более рациональному использованию рабочего времени сотрудников».
    Защита - система мероприятий по обеспечению безопасности объекта, и эти мероприятия можно разделить на профилактические и мероприятия по физической защите. К профилактическим мероприятиям можно отнести все действия, направленные на информирование о способах защиты, с целью внушить мысль о невозможности совершить преступление доступными средствами с приемлемым уровнем риска быть пойманным. К сожалению, если говорить о раскрываемости преступлений, связанных с физическими покушениями на банкоматы, эта составляющая пока работает очень слабо
    В конце декабря 2009 года компания Mitsubishi Electric провела бизнес-форум «Безопасная транзакция». В форуме приняли участие представители служб безопасностей банков. В рамках данного мероприятия представители банковского сообщества имели возможность обсудить инструменты противодействия мошенничествам, связанным с проведением транзакций на банкомате и варианты борьбы с ними с использованием новейших технологий видеонаблюдения.